Игровой портал

Игры для детей на переменке. Программа "Подвижные перемены в начальной школе" Цель игр на перемене в начальной школе

Третьим кризисом в жизни ребенка после его рождения и детского сада является, безусловно, школа. И чтобы ребенку было комфортно на уроках, перемене, во время отдыха на улице в школьном дворе, учителю необходимо создать благоприятные условия, которые позволят не только развивать ребенка физически, но и умственно. Этому способствуют игры, в процессе которых первоклашка учится общаться со сверстниками, ориентироваться в пространстве, узнает окружающий мир, развивает ловкость и т.д.

Своеобразным организационным и обязательным моментом на уроке являются игры, проводимые учителем в классе. Они не только положительно влияют на умственное развитие ребенка, но и позволяют сделать паузу для отдыха еще не совсем адаптированных детей к школе.
В методической копилке учителя должны быть дифференцированные и интересные игры для первоклассников.

Игры на внимание

1. «Мики Маус».
Обычно в классе парты стоят в 3 ряда. Учитель сообщает детям, что каждый ряд — это команды. Первая группа (1 ряд) должна громко крикнуть «Мики», когда учитель поднимет правую руку вверх. Вторая команда (3 ряд) кричит «Маус», если поднимает левую руку. А третья группа (средний ряд) должна громко крикнуть «Мышонок», если учитель скрестит руки.
Примечание. Педагог в начале игры предупреждает детей, что им нужно быть очень внимательными, так как он может намеренно их путать, например, поднять вверх одновременно две руки.

2. «Моторчик».
Своеобразно ее проводить, когда ребята устали и начинают нарушать дисциплину в классе. Подобные игры с первоклассниками на уроке помогают им «нашуметься» и дальше работать в полной тишине.
Итак, учитель спрашивает у детей, как работает мотор в машине, какой звук он издает. Педагог просит учеников представить, что они — это один мотор, а он — водитель, который будет его регулировать. Когда рука — «рычаг» будет подниматься вверх, мотор должен работать громко (произносить звук «р-р-р»), если опускается вниз, то он работает тише.

Игра на развитие воображения

Игра «Покажите звуки»

В руках у учителя карточки с картинками животных, птиц, предметов. Педагог показывает классу по одной карточке. Дети должны, не называя того, что изображено на картинке «сказать» слово звуком и изобразить с помощью мимики и жестов. Например, кошка. Первоклашки говорят «мяу-мяу» и показывают коготки.

Игра для снятия мышечной нагрузки

Игры для первоклашек в классе должны носить также комплексный характер, особенно на уроках письма и математики, когда задействована мелкая моторика и мышцы спины.
1. «Дождик».
Эта игра хорошо снимает напряжение и очень нравится детям. Учитель говорит ребятам, чтобы они представили, что идет дождь. Педагог комментирует, ученики вместе с ним повторяют только движения.
— «Пошел дождь» (дети поднимают руку перед собой ладошкой вверх).
— «Сначала одна капля» (ударяют по ладошке одним пальчиком другой руки).
— «Затем две капли» (двумя пальчика и т.д.).
— «И тут полил сильный дождь» (ученики хлопают в ладоши).
— «Дождь понемногу стал утихать. Четыре капли, три, две, одна» (также показывают в обратном порядке).
— «Дождь закончился. Выглянуло солнышко!» (дети поднимают руки вверх).

Игра на развитие скорости реакции

1. «Такие разные животные».
Первоклашки встают из-за парт. Игра проводится на месте. Учитель произносит слова (4-5), а дети изображают то, что им сказал классный руководитель, причем темп игры постепенно увеличивается. Например, «цапля» — ученики стоят на одной ноге, «зайчик» — ставят руки на макушки и подпрыгивают вверх, «слон» — вытягивают одну руку вперед, словно хобот и т.д.
Примечание. В начале игры педагог должен сам показать движения.

Плюсы проведения игр в классе.
Данные игры для первоклассников в классе позволяют за небольшой промежуток времени снять эмоциональное и физическое напряжение, сконцентрировать внимание на уроке при дальнейшей работе и даже помогают постепенно справиться детям с комплексами.

Игры для первоклассников на перемене

Пока у первоклашек не развито чувство коллективизма и организованности, учитель должен постоянно находиться рядом с учениками, в том числе во время игр на перемене.
Следует помнить, что не стоит проводить слишком активные и подвижные игры для первоклашек на переменках, так как ребята могут не только устать из-за своего неумения правильно распределять силовую нагрузку, но и настолько стать возбужденными, что на уроке они попросту станут неусидчивыми. Поэтому игры для первоклассников на перемене правильней проводить в кругу, без догонялок, пряток и т.п.

Игра на сплочение класса

1. «Миксер»
Ребята стоят в кругу. В центре водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого… и называет 1 признак (например, длинные волосы, кто в кроссовках, кто любит пирожные и пр.)». В момент движения, водящий должен занять одно из освободившихся мест. Кто не успеет встать во время, становится в центр круга.
Эта игра позволяет узнать друг о друге не только ребятам, но и учителю, а также развивает внимание и быстроту реакции.

2. «Цифры»
Данная игра похожа с предыдущей. Первоклашки рассчитываются по порядку, стоя в кругу и запоминают каждый свое число. Затем один из желающих выходит в центр и называет любые 2 числа (учитывая расчет), которые должны поменяться местами, а водящий как можно быстрее занять одно из мест. Кто не успел, становится в центр и продолжает игру.

3. «Построение»
По команде учителя класс должен построиться:
— по росту,
— по длине волос,
— по цвету глаз и т.д.

4. «Веревочка»
Ученики, держась за веревку или скакалку, должны построить с помощью нее какую-либо фигуру, букву и т.д. Например, круг, буква «П», «Г» и др.

Игра на выявление лидера в группе

1. «Крокодил»
Ребята сидят на корточках, образуя круг. Здесь же находится учитель, который произносит слово «Крокодил» и одновременно на пальцах показывает число — 1, 2, 5…, т.е. это число, будет обозначать, количество ребят, которые должно подняться. Каждый встает по своему желанию.
Педагог внимательно наблюдает и делает для себя выводы: те мальчики и девочки, которые поднимались чаще всего, являются потенциальными лидерами в классе. Кроме того, эта игра помогает детям еще и повторить счет.

Игры для первоклассников на улице

Школьный двор, как известно, позволяет не только проводить подвижные игры, но и такие, где не запрещается громко кричать и шуметь.

Игры для разминки

1. «Дрозд»
Класс делится на 2 команды. Становятся лицом в 2 шеренги. Затем повторяют слова и движения, показывая друг на друга:
— «Ты — дрозд, я — дрозд»,
— «У тебя нос, у меня нос»,
— «У тебя щечки красные, у меня щечки красные»,
— «У тебя губки алые, у меня губки алые»,
— «Мы два друга любим друг друга!» (обнимаются).

2. «Угадай, чей голосок?»
Выбирают среди детей водящего, который стоит в центре круга с закрытыми глазами. Остальные ученики, взявшись за руки, водят хоровод и произносят слова:
— «Собрался в кружок народ,
Водим, водим хоровод,
А как скажем: «скок-скок-скок» (эти слова должен сказать кто-то один из первоклассников. Лучше, когда сам учитель, молча, покажет на ученика). Угадай, чей голосок?!»

Затем ребенок открывает глаза и должен догадаться, кто сказал «скок-скок». У него есть 3 попытки. Если справился, то меняются местами, если не угадал, то остается по-прежнему водящим.

Игры для первоклассников на улице хороши еще и тем, что благодаря большому пространству можно проводить общие игры, требующие от детей определенных действий.

Командно-сюжетная игра

1. «Мамонты»
Участвует весь класс. Учитель распределяет роли между первоклашками: мамонты (большинство класса), спасатель — 1 ребенок, охотники (2-3 пары) — должны передвигаться вдвоем только, держась за руки. Их задача — поймать мамонта. Чтобы это сделать, нужно поймать «животное», образовав кольцо, взявшись свободными руками. После этого охотники отводят в таком положении добычу в обговоренное заранее место. Если спасатель не успеет освободить мамонта, т.е. коснуться его рукой, то этот ребенок выбывает из игры.
Спасатель может «освободить» жертву только 3 раза. Если ребенок попался «в лапы» охотников более, чем положено, то он также выходит из игры.

2. «Выручай!»
Среди учащихся выбирают 1-2 водящих, которые должны «замораживать» касанием руки всех передвигающихся ребят. Если кого-то все-таки заморозили, то он должен стоять на месте — руки в стороны, ноги на ширине плеч и громко кричать такие слова:
«Поскорее прибегай
И меня ты выручай!».
Остальные участники (кто-то один) могут его «выручить», если пролезут под ногами «замороженного». Только тогда «спасенный» может продолжать игру.

Игры со спортивным инвентарем

1. «Овощи-фрукты»
Водящий бросает мяч по очереди игрокам, стоящим в одну шеренгу, называя при этом овощи и фрукты в любом порядке. Если это овощ, например, картошка, нужно поймать мяч и присесть, если фрукт — яблоко, то следует также поймать мячик, а потом подпрыгнуть.

2. «Рыбачок»
Ребята стоят в кругу, в центре первоклашка со скакалкой. Он крутит ее по часовой стрелке, а все остальные должны подпрыгивать, чтобы не коснуться ногами скакалки. Кто не успел или замешкался, становится «пойманной рыбкой». Затем водящий и рыбка меняются местами.

Все вышеперечисленные развлечения, казалось бы, на первый взгляд простые забавы для детей, но такие служат своеобразной подготовкой к большой школьной жизни. Благодаря игровым ситуациям ребята учатся правильно вести себя, логически мыслить и приучаются к спорту.

Игры для I - IV классов

1. Перебежки

Играющие становятся по кругу, на расстоянии трех шагов друг от друга. Один из них становится в центре. Каждый участник отмечает свое место - небольшой кружок вокруг своих ступней на земле.

По команде «Меняйтесь!», которую подает стоящий в центре, все участники меняются местами, пересекая круг. Стоящий в центре должен воспользоваться этой перебежкой, чтобы занять чье-нибудь пустующее место.

2. Передача мяча

Играющие делятся на две или несколько команд, располагающихся на расстоянии нескольких шагов друг от друга, и становятся в колонну по одному. Головные игроки находятся на одинаковом расстоянии от намеченной черты, проведенной на земле; каждый из них держит в руках мяч. По команде преподавателя мяч передается из рук в руки над головами играющих, пока он не дойдет до последнего игрока. Тот быстро бежит вперед, становится во главе своей колонны, и вновь начинается передача мяча. Когда первый игрок окажется последним и получит мяч, он бежит к намеченной черте и кладет мяч на землю. Тот, кто сделает это раньше других, обеспечивает победу своей команде.

Примечание. Мяч можно также передавать между ног игроков или попеременно: через головы нечетных игроков и между ног четных. Можно также прокатывать мяч между ног игроков с одного конца колонны в другую.

3. Смена номеров

Играющие становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.

4. «Волк» и «ягненок»

Играющие становятся в колонну по одному, крепко держат друг друга за талию. Первый изображает пастуха, последний - ягненка, остальные - овец. Игрок, изображающий волка, становится в нескольких шагах впереди «пастуха» (лицом к нему). По сигналу преподавателя «волк» бросается, чтобы схватить «ягненка». «Пастух», вытянув руки в стороны, старается не пропустить его. «Овцы» бегут в наименее опасную сторону. Когда «ягненок» схвачен «волком», преподаватель назначает новых «волка», «пастуха» и «ягненка», и игра возобновляется.

5. Эстафета со скакалкой

Играющие делятся на две команды и становятся в колонну по одному. Первый и второй игроки отделяются от колонны и берут за концы скакалку. По сигналу преподавателя они проходят вдоль всей колонны, а игроки подпрыгивают на месте, стараясь не задеть скакалку. Затем первый игрок становится в конец колонны, а второй и третий игроки продолжают игру тем же способом. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок вновь не окажется во главе колонны. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Игры для V - VII классов

1. Погоня по кругу

Играющие становятся по кругу вплотную друг к другу. Водящий располагается за кругом и держит в руках жгут. По команде преподавателя он бежит по кругу и, не останавливаясь, кладет жгут позади одного из играющих. Как только игрок это обнаружит, он хватает жгут и бросается в погоню за водящим, стараясь ударить его жгутом раньше, чем тот займет освободившееся место. Если это удастся, они меняются местами, и погоня продолжается до тех пор, пока свободное место не будет занято. Если водящему удастся сделать полный круг и вновь взять положенный жгут, то прозевавший игрок становится водящим.

2. Рыбная ловля

Для проведения игры размечается прямоугольная площадка размерами 15(20)х30(40) м. За меньшими сторонами прямоугольника располагаются «дома». Двое назначенных игроков («рыбаки») становятся в середине площадки. По команде одного из них «В воду!» остальные игроки («рыбы») обязаны выбежать из «дома» и «переплыть» на противоположную сторону, избегая по пути «рыбаков» и увертываясь от них. Осаленные «рыбы» образуют цепь, по обе стороны которой становятся «рыбаки». Игра продолжается. Стоящие в цепи помогают «рыбакам» ловить «рыбу», но салить могут только «рыбаки». «Рыбам» разрешается разрывать цепь, при этом «улов» в счет не идет. Затем «рыбаки» подсчитывают свой «улов» и выбирают двух новых «рыбаков». В результате игры определяются самые удачливые «рыбаки».

3. На одной ноге по кругу

Играющие делятся на две команды, становятся по кругу на расстоянии 2-3 шагов друг от друга и рассчитываются по порядку номеров. По команде руководителя первые номера прыжками на одной ноге «обегают» последовательно каждого игрока спереди и сзади, становятся впереди вторых номеров и т.д. Выигрывает команда, которая первой закончит игру.

4. Встречная эстафета

В игре участвуют две команды. Игроки каждой команды рассчитываются по порядку номеров. Команды в свою очередь делятся на две группы, которые выстраиваются друг против друга в колонны по одному на расстоянии 30-40 м: на одной стороне - четные номера, на другой - нечетные. По сигналу преподавателя первые номера бегут к колонне, стоящей напротив, и передают эстафету первому номеру, а сами становятся в конец колонны. Получив эстафету, вторые номера бегут и передают ее третьим номерам и т.д. Бег можно начинать только после получения эстафеты. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

Игры для VIII - IХ классов

1. Туда и сюда

Играющие выстраиваются в шеренгу на линии старта (на расстоянии 3-4 шагов друг от друга). Каждый кладет у ног 3-4 каких-нибудь небольших предмета. По сигналу преподавателя игроки чертят вдоль линии, параллельной линии старта (на расстоянии 9-10 м от нее), три небольших кружка; затем они возвращаются к линии старта. По сигналу каждый игрок берет один из лежащих у его ног предметов и бежит к первому своему кружку, чтобы положить в него предмет; затем он возвращается за вторым предметом и т.д.

Когда все предметы размещены в кружках, игрок, не останавливаясь, возвращается поочередно к каждому кружку и, беря по одному предмету, приносит их обратно и складывает у своих ног. Тот, кто первым закончил переноску предметов туда и сюда, считается победителем.

2. Перетягивание на свою сторону

На площадке чертятся две параллельные линии на расстоянии 7-8 м друг от друга. Команды (по 10-20 человек) выстраиваются в шеренги напротив друг друга на середине расстояния между линиями. По сигналу преподавателя каждый игрок старается перетащить стоящего напротив соперника за черту своей команды. Игра продолжается 1 мин. Выигрывает команда, перетянувшая за это время большее количество соперников.

3. Вытолкни из круга

На земле чертится круг. Играющие располагаются внутри круга, держа руки за спиной. По сигналу преподавателя каждый играющий старается вытолкнуть за пределы круга одного из своих соседей, толкая его спиной, плечами и локтями (хватать и толкать кистью запрещается). Тот, кто остался в кругу, считается победителем.

4. Эстафета

Играющие делятся на 2 команды. Каждая команда располагается в произвольном порядке у своей линии старта, начерченной между двумя флажками. Флажки находятся на расстоянии 20 м друг от друга. Игроки в командах рассчитываются по порядку номеров. Первые номера, держа в левой руке эстафету, становятся за своей линией старта. По сигналу преподавателя, обежав 2 своих флажка, первые номера передают эстафету вторым, сами отходят к игрокам своей команды и т.д. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Игры для Х - ХI классов

1. Последовательная эстафета

В игре участвуют 2 команды. Дистанция делится линиями на 4 отрезка: три по 10 м и четвертый - 5 м (до флажка). У каждой черты встает по одному игроку; пятые стоят за последней чертой. По сигналу первые номера обеих команд бегут ко вторым и передают им эстафету, вторые - третьим и т.д.

После передачи эстафеты первые - четвертые номера поворачиваются кругом. Пятые номера обегают флажок и передают эстафету в обратном порядке. Побеждает команда, быстрее закончившая эстафету.

2. Чехарда

Играющие делятся на несколько команд и выстраиваются в колонны. Первый номер каждой колонны принимает одно из положений. По сигналу преподавателя второй номер каждой колонны перепрыгивает через первого и становится в 3 шагах от него в том же положении. Последующие номера проделывают то же самое как можно быстрее. Когда первый номер окажется последним, он в свою очередь перепрыгивает через всех, стоящих в колонне, возвращаясь на свое место. Выигрывает команда, первый номер которой быстрее закончит игру.

3. Круговая эстафета

На земле чертят большой круг (диаметром 10-20 м) и намечают его центр. Играющие (от 20 до 100 человек) разбиваются на несколько команд. Каждая команда выстраивается в колонну по радиусу круга (спиной к центру). Первые игроки команд стоят на линии круга, держа в руках какой-нибудь предмет (флажок, жгут и т.д.)

Преподаватель становится в центре круга. По его сигналу первые игроки команд обегают круг в западном направлении. Как только они убегают, на линию круга становятся следующие игроки. Обежав весь круг, головной игрок передает флажок второму игроку, а сам становится в конец своей колонны. Игрок, получивший флажок, также обегает круг и т.д. Последний игрок обегает круг и передает флажок преподавателю. Выигрывает команда, которая первой закончит эстафету.

4. Перетяни канат

Играющие (10-30 человек) делятся на 2 команды и располагаются на противоположных сторонах площадки. На расстоянии 10-15 м от расположения каждой команды чертятся две параллельные линии. Внутри образовавшегося квадрата кладут канат длиной 15 м, свернутый в кольцо (концы каната свободны и выпущены на 1 м в стороны). По команде преподавателя «Внимание - марш!» все бегут к центру площадки и, взявшись за канат, стараются перетащить его на свою сторону.

Игра продолжается 1-2 мин. Выигрывает команда, перетянувшая весь канат (или большую его часть) за свою линию.

Владимир Радченко, учитель физической культуры СШ № 32 г. Белово, учитель года Кемеровской области-2004

Программа «Подвижные перемены в начальной школе»

Цель: Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников через организацию школьных перемен

Задачи:

Популяризация подвижных игр;

Главная цель дать возможность каждому ребёнку побывать в движении, почувствовать своё тело;

Развитие мышечной активности;

Осознание необходимости заниматься спортом, развивать собственные физические возможности;

Развитие интереса к выполнению упражнений;

Развитие любознательности, наблюдательности, потребности в выполнении упражнений, культуры общения учащихся;

Развивать у учащихся культуру выполнения физических упражнений;

Формирование у учащихся сознания необходимости подвижных перемен для сохранения собственного здоровья;

Формирование умения самостоятельно организовывать подвижную игру со сверстниками.

Требования к организации подвижных перемен:

Дети, которые относятся к специальной медицинской группе, во время подвижных перемен участвуют в играх, не связанных со значительной нагрузкой;

При проведении подвижных перемен нужно дозировать физическую нагрузку;

Все упражнения в играх должны соответствовать физиологическим и психологическим особенностям детей;

Проводимые игры должны быть простыми по содержанию, доступными для детей и вызывать у них интерес;

Физическая нагрузка должна соответствовать возрастным особенностям учащихся;

Игры не должны носить остроконфликтный характер, вызывать слишком большой игровой азарт;

В играх должна быть предусмотрена возможность любого учащегося войти в игру и выйти из нее по своему желанию;

Площадка для проведения игр должна соответствовать требованиям техники безопасности и правилам игры;

Спортивный инвентарь подбирается согласно условиям игры (обручи, мячи, кегли, скакалки, кубики.)

Четкая организация игры, неуклонное выполнение соответствующих правил способствуют правильному развитию моторики у школьников.

Требования к учащимся.

Учащиеся выходят на подвижные перемены в школьной одежде

При проведении подвижных перемен на свежем воздухе учащиеся должны быть в верхней одежде, если температура воздуха ниже 3 градусов.

При проведении подвижных перемен в спортивном зале иметь сменную обувь;

Не допускать конфликтных ситуаций во время игр;

Соблюдать технику безопасности во время игр;

Организация перемен.

Перее

перемены

Дни недели

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

самостоятельные игры детей

посещение столовой

подвижные игры

п одвижные

игры

музыкально-танцевальные

спортивные э c тафеты

подвижные игры

самостоятельные игры детей

1 четверть

I. Подвижные перемены на свежем воздухе и в коридоре.

Подвижные игры: «Не ошибись», «Стоп», «Челнок», «Выставка картин», «Второй лишний», «Мяч среднему», «Группа смирно», «Эстафета с обручами», комплексы упражнений- №1, №2, №3, №4, №5.

2 четверть

II. Подвижные перемены в спортивном зале и коридоре.

Подвижные игры: « Точный расчёт», «Передай мяч», «Волк во рву», «Карусель», «У медведя во бору», «Воробушки – попрыгунчики», «Тропинка», «Колесо», комплексы упражнений-№1, №2, №3

3 четверть

III. Подвижные перемены в спортивном зале и коридоре.

Подвижные игры: «Конники- спортсмены», «Пустое место», «Попади в цель», «Воробышки», « С бережка на бережок» , «Рыболов», «Защити товарища!», «Догони свою пару!», «Эстафета со скакалкой», «Загони льдинку»,упражнений комплексы - №1, №2, №3, №4,№5

часов.

4 четверть

IV. Подвижные перемены на свежем воздухе

Подвижные игры – «Прыжок за прыжком», «Коршун и наседка», «Игры с кеглями», «Ястреб и утки», «Боевые петухи», «Охотники и утки», «Поезда», «День и ночь», комплексы упражнений - №4, №5

Практическая часть программы.

Методика проведения подвижных игр.

«Не ошибись»

На листах картона заранее делают рисунки: мельницы, дерева, мяча, дровосека, моста, аиста, лягушки, бабочки, кошки и т.д.

Играющие строятся в одну шеренгу или образуют полукруг. Руководитель поочередно показывает рисунки, а дети должны изобразить их в позе. Например: рисунок «мельница» - одну руку поднять, другую опустить и прижать к телу. Дети показывают, как мельница работает – меняют положение рук. Рисунок «мяч» - присесть, (спина круглая), делать подскоки. При этом стопы ног соединить, колени при подскоках поднимать высоко вверх. Рисунок «дровосек» - соединенные пальцы рук поднять над головой, ноги поставить прямо. Затем глубоким взмахом имитировать, как рубить дрова.

Можно договориться о том, чтобы по первому сигналу дети лишь изображали тот или иной предмет рисунка, а по второму – делали соответствующие движения. После каждого задания руководитель отмечает тех, кто удачнее других выполнил упражнение.

«Стоп!»

На одной стороне площадки в одну шеренгу выстраиваются играющие, на другой – спиной к играющим становиться водящий. Он закрывает лицо руками и говорит: «Быстро шагай, смотри не зевая! Стоп!». Пока водящий произносит эти слова, все играющие должны как можно быстрее приблизиться к нему. Но при команде «Стоп!» они должны немедленно остановиться и замереть на месте. Водящий быстро оглядывается. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сделал хоть одно небольшое движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий опять принимает исходное положение и произносит те же слова. Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему и запятнать его раньше, чем тот успеет оглянуться. После этого все игроки бегут за свою линию, водящий преследует их и старается кого-нибудь запятнать. Запятнанный становится водящим.

«Челнок»

Играющие делятся на команды и становятся шеренгами одна против другой. В середине площадки проводится стартовая черта для прыжков. Первый в шеренге игрок одной из команд прыгает с места от черты как можно дальше. Место его приземления отмечается черточкой. Игрок второй команды становится на том месте, где приземлился его предшественник, и делает прыжок в обратном направлении, стараясь приземлиться за стартовой чертой, то есть прыгнуть дальше своего противника. Следующий игрок делает прыжок с новой отметки и т.д. В результате игроки одной команды прыгают в одну сторону, а игроки другой команды – в другую, создается как бы челночное движение. Длину прыжка и соответственно отметку делают по месту отметки пяткой. Победа присуждается той команде, игроки которой в конечном итоге окажутся за линией старта.

«Выставка картин»

Руководитель выбирает трех входящих – директора выставки и посетителей, остальные дети – картины. По сигналу руководителя «Подготовить выставку!» дети (кроме водящих) советуются друг с другом и с директором, какие картины они будут изображать (лыжника, конькобежца, вратаря, пограничника, пловца и т.д.). Картину можно изобразить вдвоем – елочка, под ней зайчик, или втроем – три богатыря.

Через 20-30 секунд директор объявляет: «Открыть выставку!». По этому сигналу дети становятся вдоль площадки и принимают задуманные позы. Когда все готовы ко команде директора дети хором дружно произносят: «Выставка открыта!».

Посетители осматривают выставку не более 15 секунд. В это время никто не должен шевелиться, а также нарушать или изменять принятую позу. По команде директора «Три-четыре!» все игроки произносят: «Выставка закрыта», и принимают свободные позы, оставаясь на своих местах. Выигрывают те, у которых после закрытия выставки соберется больше посетителей. Затем игра начинается сначала.

«Второй – лишний»

Играющие образуют круг, став на расстоянии двух шагов друг от друга. Два игрока находятся вне круга, один из них ловит другого. Убегающий может стать впереди любого из игроков, и тогда тот, кто оказывается позади, становиться убегающим. Бегать можно как внутри круга, так и за его пределами. Если догоняющий запятнает убегающего, то они меняются ролями.

Если играющих много, они становятся по кругу парами в затылок друг другу. В этом случае убегающий становится впереди любой из пар, а оказывающийся третьим – убегает (в этом случае игра называется «Третий – лишний»).

Вариант. Тот, кто оказывается лишним, не убегает, а становится догоняющим, а тот, кто догоняет, - убегающим.

«Мяч – среднему»

Играющие делятся на три-четыре равные команды. Игроки каждой команды становятся в круг на расстоянии вытянутых рук в стороны.

В середине каждого круга стоит водящий с волейбольным мячом. По сигналу он бросает мяч одному из игроков и, получив его обратно, передает его другому. Так водящие бросают мяч всем игрокам и, получив его от последнего игрока, поднимают мяч вверх. Кто из водящих это раньше сделает, команда того становится победительницей. Игра повторяется несколько раз.

«Группа, смирно!»

Играющие становятся в одну шеренгу. Руководитель, поворачиваясь лицом к детям, подает различные строевые команды, которые они должны исполнить в том случае, если руководитель предварительно перед командой скажет слово «группа». Если слово не произнесено, исполнить команду нельзя. Кто ошибется – делает шаг вперед, но продолжает играть. После второй ошибки делает еще один шаг вперед и т.д.

Игра продолжается около трех минут. По окончании игры отмечают самых внимательных, т.е. тех, кто остался стоять в исходном положении. Согласно правилам, шаг вперед делают и те ребята, которые своевременно не выполнили правильную команду.

Вместо шага вперед можно провинившимся начислять штрафные очки. В этом случае победителями считаются те участники, которые наберут наименьшее количество штрафных очков.

«Эстафета с обручами»

На пол кладут обручи, в десяти шагах от которого становится участники. Каждый участник должен добежать до обруча взять его в руки вернуться на исходное положение. Второй участник должен выполнить задание наоборот.

Эстафета «Посади картошку»

Команды выстраиваются в колону по одному. По команде учителя первый игрок садит картофель (кубики), второй собирает., и.т.д.

Эстафета «Бег пингвинов».

Команды выстаиваются в колонну по одному. Игроки стоящие первыми зажимают мяч между ног. В таком положении они должны добежать до флажка и вернуться обратно. В таком порядке выполняет следующий ученик.

«Точный расчет»

На полу чертят несколько кругов диаметром 40-60 см. В круг с завязанными глазами становятся играющие. Их задача – выйти из круга, сделать восемь шагов и уловить играющих.

«Передай мяч»

Команды строятся в одну колонну. Мяч находится у направляющего. Передача мяча по верху, по низу между ногами, справа,слева.

«Волк во рву»

На площадке чертится коридор (ров). Во рву располагаются водящие- «волки» Все остальные учащиеся- «зайцы».Они перепрыгивают ров и стараются оказаться не «запятнанными». Если «зайца» запятнали, он выбывает из игры.

«Карусель»

Играющие становятся в круг. На полу лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны). Ребята поднимают ее с земли и, держась за нее правой или левой рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом кругом,

А потом кругом-кругом, все бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слова «Бегом» - бегут. По команде руководителя «Поворот!» они быстро берут веревку

другой рукой и бегут в противоположную сторону со словами:

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут веревку на пол и разбегаются по площадке. По сигналу они спешат вновь взяться рукой за веревку, и игра возобновляется. Занимать места на карусели можно только до третьего «звонка». Опоздавший на карусель в игре не участвует.

Вариант. На веревке может быть на три метки меньше общего количества участников. При посадке в карусель дети должны хвататься за метку. Кто не успеет ухватиться за метку, в игре не участвует.

«У медведя во бору»

Все играющие стоят свободно, группируясь на одной стороне площадки, на противоположной стороне проводится линия – опушка леса. За линией, в двух-трех шагах от нее, находится «берлога медведя».

Дети подходят к берлоге медведя и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов и в то же время все вместе приговаривают:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

Когда дети произносят последнее слово «рычит», медведь с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать. Пойманного он отводит к берлоге. Игра кончается, когда пойманы трое-пятеро ребят.

«Воробьи-попрыгунчики»

На полу площадки рисуют такой круг, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих – «кот» - находится в центре круга. Остальные играющие – «воробьи-попрыгунчики» - становятся за кругом у самой черты. По сигналу руководителя воробьи-попрыгунчики начинают выпрыгивать из круга, а кот старается кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого он поймал, становится котом, а кот – воробьем-попрыгунчиком, и игра продолжается. Побеждает тот, кого ни разу не поймали.

Вариант. Воробьи-попрыгунчики прыгают только на одной ноге.

«Тропинка»

Играющие делятся на команды.Каждая команда, взявшись за руки, образует круг. Игра начинается с бега детей вправо по кругу. По сигналу «Тропинка!» играющие каждого круга должны построиться в колонну и присесть. Когда руководитель подает команду «Копна!», каждый круг делится на две подгруппы, игроки соединяют руки и поднимают их вверх. По сигналу «Гора» ребята снова строятся в цепочку (колонну), при этом первая пара встает во весь рост, вторая приседает.

После каждого выполненного задания игра продолжается с бега детей по кругу вправо.

Руководитель каждый раз отмечает, какая группа точнее выполнила задание, за что ей начисляется выигрышное очко.

«Колесо»

На полу чертят круг диаметром 2 м. Играющие делятся на несколько групп по 6-8 человек в каждой и выбирают водящего. Каждая группа выстраивается по одному в затылок друг другу. Группа становится кругообразно, как спицы в колесе, лицом к центру, на одинаковом расстоянии друг от друга. Первый игрок каждой колонны стоит на линии круга, водящий – в стороне.

Первый игрок бежит вокруг колеса, становится в затылок последнему игроку и дотрагивается до него. Тот передает таким же образом сигнал вперед и т.д. когда первый игрок получает сигнал, он кричит: «Есть!», бежит вдоль своей колонны и выбегает за колесо, обегает его снаружи и возвращается на свое место. Все игроки этой колонны и водящий бегут за ним, стараясь обогнать друг друга. Игрок, оказавшийся в колонне последним, становится водящим.

«Попади в цель»

Учащиеся строятся по командам. У каждой команде мяч и корзина на расстоянии 3 метра. Каждый игрок должен забросить мяч в корзину. Выигрывает та команда, которая больше набрала очков.

«Передал, садись»

Команды выстраиваются в колону по одному. Направляющий становится вперед лицом к команде на расстоянии одного метра. Мяч передал первому, первый обратно направляющему и садится, и.т.д. Последний получает мяч и бежит на перёд Игра продолжается. И только тогда когда последний получает мяч команда вся встаёт.

«Конники-спортсмены»

Дети располагаются произвольно на площадке – «манеже». Изображается выезд спортивных лошадей. «Шаг коня» - руки согнуть в локтях, ладони опустить книзу, идти по кругу, стараясь касаться ладонями коленей. «Повторы»: по хлопку руководителя в ладони изменить направление движения (продвигаться по кругу, но в другую сторону). «Переходы на рысь и обратно на шаг»: взять в руки «поводья», перейти на бег, высоко поднимая колени, затем по условному знаку руководителя перейти на ходьбу.

Вдоль одной стороны площадки линиями отмечают «стойла» для лошадей, их число должно быть на три меньше, чем число участников игры. Изображая «всадников на спортивных лошадях» следует разбегаться в стороны и выполнять команды руководителя. Например: по сигналу руководителя «По местам!» - бежать к обозначенным местам. Оставшиеся без «стойл», проигрывают. Игра повторяется три-четыре раза. Побеждают те всадники, которые не остались без стойла.

«Пустое место».

Все играющие, за исключением водящего, становятся в круг не более чем на полшага один от другого, руки за спину. Водящий бежит с внешней стороны круга, дотрагивается до кого-либо из играющих, и после этого продолжает бежать вокруг круга в ту или другую сторону. Игрок, которого коснулся водящий, бежит в обратную сторону, стремясь раньше водящего прибежать на свое место. Встречаясь на пути, играющие здороваются, поднимая руки вверх, приседают друг перед другом и т.п. Водит тот, кто не успел занять пустое место.

«Попади в цель!»

Каждый из участников лепит для участия в игре 10 снежков. Определяется цель. За каждое попадание в цель начисляется 1 балл. Побеждает тот, кто больше наберёт всего баллов.

«Воробышки»

Посредине площадки чертятся (или прокладываются шнурками) на расстоянии 3-4 м две параллельные линии. Это дорожка, с одной стороны которой поле, с другой – луг. Воробышки (дети), махая руками, как крыльями, свободно передвигаются по полю. Учитель говорит: «Воробышки, спускайтесь на землю и прыгайте по дорожке!». Дети прыгают на двух ногах через дорожку на луг. Когда все ребята окажутся по другую сторону дорожки, учитель вновь разрешает летать, не переходя черту. Игра повторяется. В конце учитель отмечает лучших воробьев.

«С бережка на бережок».

Посредине площадки на землю кладут шнур – это ручеек. Школьники идут в колонне, подходят к ручейку и становятся на одном его берегу. Учитель предлагает попрыгать с бережка на бережок и предупреждает, что прыгать нужно очень хорошо, иначе можно попасть ногами в ручей.

Дети с места толчком двух ног перепрыгивают через ручей по 5-6 раз туда и обратно. Учитель останавливает детей, называет хорошо выполнивших упражнение. Игра повторяется 3-4 раза.

«Рыболов!»

«Рыболовов» может быть несколько. Выигрывает тот рыболов, кто больше наловит «рыбок»

«Защити товарища!»

Ребята стоят в кругу. Выбирают двух водящих. Один из них встает в центр круга. Учащиеся стараются попасть мячом в водящего (в голову целиться запрещается). Второй водящий защищает своего товарища, отбивая мяч руками и ногами, прикрывая туловищем. При попадании мячом в первого водящего попавший занимает его место, первый водящий защищает товарища а второй (допустивший попадание) становится в круг, продолжается игра.

«Догони свою пару!»

Ребята стоят парами у двух линий на расстоянии 2-3 м друг от друга. По сигналу руководителя они бегут до противоположного края площадки (2-3-м). Стоящий сзади старается догнать впереди бегущего. Обратно дети идут шагом. После трех пробежек они меняются местами. Побеждает тот, кто большее число раз догнал впереди стоящего.

«Эстафета со скакалкой»

Школьники стоят у черты в четыре колонны. В руках у стоящих впереди скакалки. По команде руководителя они бегут, прыгая через скакалки, до мячей, лежащих у противоположного конца площадки, и обратно. Подбежав к колонне, передают скакалку следующему школьнику, а сами занимают место в конце колонны. Упражнение выполняют следующие ребята.

Побеждает колонна, игроки которой лучше выполнили упражнение или закончили первыми. Повторяется 3-4 раза.

«Загони льдинку».

Дети перебегают с одной стороны площадки на другую, подталкивая льдинку ногой. Выигрывает тот, кто первым достигнет противоположной стороны.

«Эстафета переправа»

Каждая команда переправляется с одного берега на другой по кочкам (листы) Игрок каждой команды оббегает препятствие и возвращается на своё место. Следующий игрок выполняет тоже задание. Выигрывает та команда, которая первой закончит эстафету.

«Прыжок за прыжком».

Играющие делятся на команды. На земле (полу) чертится линия. Игрок одной команды подходит к линии и прыгает от нее, оттолкнувшись двумя ногами. Место приземления отмечается. От этой отметки игрок другой команды прыгает по направлению к линии. То же выполняют следующие игроки. Выигрывает команда, сумевшая перепрыгнуть через линии в сторону соперника.

«Коршун и наседка»

«Один коршун», другой «наседка», остальные –«цыплята» В стороне гнездо «коршуна».По сигналу он вылетает из гнезда и ловит «цыплят». Цыплята с «наседкой» стоят в колоне. «Наседка « быстро двигается и не даёт схватить «цыплёнка». Нельзя разрывать сцепление.

«Игры с кеглями»

Игроки выстраиваются по командам. Первые игроки и по порядку выполняют бег вокруг кеглей. Победит та команда которая первым закончит игру.

«Ястреб и утки»

Площадку делим на три части: два озера и поле. «Ястреб» находится на поле. Остальные дети- «утки» плавают в своих озёрах. По сигналу «утки» перелетают из одного озера в другое, а «ястреб» ловит уток. «Ястреб» может ловить уток только в поле.

«Боевые петухи»

Все игроки разбиваются по парам. Класс играет на класс. Становятся на одну ногу, проводится линия. Каждый игрок должен вытолкнуть за линию своего соперника. Побеждает та команда, которая больше наберёт очков.

«Охотники и утки»

Поле делится на 3 части. В середине поля находятся утки, по краям охотники. Начинается перестрелка. Выбившие утки помогают охотникам.Игра заканчивается,когда остаётся 2-3 утки. Потом меняются местами.

«Поезда»

Дети стоят в колонне. Направляющий бежит, оббегает предмет, подбегает к следующему стоящему и подцепляет его, и так до последнего. Побеждает та команда, которая первая закончит игру.

«День и ночь»

Команды строятся спиной друг к другу на расстоянии двух шагов. Одной команде даётся название «ночь», а другой «день». По команде учителя если он произносит «день», то эта команда убегает в свой «дом», а команда «ночь» догоняет. И наоборот.

Комплексы упражнений.

Комплекс 1

И.п.: сидя за партой, руки вниз. 1 - руки к плечам; 2 - руки вверх, потянуться, посмотреть на кисти - вдох; 3 - руки к плечам;, 4 - и.п., расслабиться - выдох.

И.п.: о.с. 1 - руки вверх, левую назад на носок; 2 - и.п.; 3-4 - то же, но правую назад.

И.п.: о.с., руки вперед. 1 - поворот налево, левую руку в сторону - назад, посмотреть на пальцы; 3-4 - то же с поворотом направо. Выполнить 2-4 раза. Темп медленный.

Комплекс способствует обучению правильному глубокому дыханию, формированию правильной осанки.

Комплекс 2

И.п.: о.в., руки вперед. Одновременные движения рук вперед-назад.

И.п.: о.с., правую руку вперед, левую назад. Попеременная смена положения рук.

И.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны. Слегка приседая, правую руку вперед, левую назад, затем наоборот. Каждое упражнение комплекса выполнить 4 раза в медленном темпе в течение 1 мин.

Упражнения выполняются плавно, неторопливо. Следить за осанкой, выразительностью движений.

Комплекс3

Счет 1-4 (имитация движений плавания брассом).

И.п.: стойка ноги врозь, руки, согнутые в локтях, прижаты к туловищу ладонями вниз. 1 - руки вперед; 2 - руки в стороны; 3-4 - и.п. 4 раза. Счет 5-8 (имитация движений плавания кролем).

И.п.: о.с. 1-4 - попеременные круговые движения рук вперед. 4 раза.

И.п.: о.с. 1-4 - одновременные круговые движения рук вперед. 4 раза.

И.п.: присед, руки через стороны вверх; 2 - и.п. 4 раза.

И.п.: о.с., руки вперед. 1 - поворот налево, имитируя хлопки по воде; 2 - и.п. 4 раза.

Комплекс 4.

И.п.-основная стойка. Ходьба, высоко поднимая бёдра и размахивая руками.

И. п.- стойка ноги врозь, руки перед грудью.Пружинистые рывки согнутыми руками назад, поворот туловища вправо, руки в стороны, ладонями к верху; вернуться в И. п.

И.п.- ноги врозь, руки внизу. Наклоны вправо, левая рука скользит по левому боку к плечу, правая – по правому бедру вниз; вернуться в И.п. И.п.- стойка ноги вместе, руки вперёд в стороны. Мах левой ногой, коснуться носком ноги пальцев правой руки; вернуться в И.п.

И.п.- ноги на ширине плеч, руки вперёд. Наклоны вперёд, стараясь коснуться пальцами пола.

Комплекс5.

И.п.- стоя. Ходьба на носках, носки внутрь.

И.п.- стоя. Ходьба гусиным шагом.

И.п.- стоя, носки внутрь. Обычная ходьба в сочетании с ходьбой на носках и с прыжками.

И.п.- прыжки: ноги врозь, ноги вместе.

Игры во время перемен с младшими школьниками.

Подвижные игры должны отвечать следующим требованиям:

·- все упражнения в играх должны соответствовать физиологическим и психологическим особенностям детей;

·- проводимые игры должны быть простыми по содержанию, доступными для детей и вызывать у них интерес;

· -игры не должны носить остроконфликтный характер, вызывать слишком большой игровой азарт;

·- в играх должна быть предусмотрена возможность любого учащегося войти в игру и выйти из нее по своему желанию.

Лучше всего использовать на переменах игры, знакомые детям, чтобы не терять время на объяснение новых. Но если игра новая, то целесообразно после короткого объяснения ее сути попробовать игру, чтобы выяснить, насколько хорошо учащиеся ее поняли. Затем внести поправки, после чего начинать игру по всем правилам до соответствующего результата.

    Перебежки

Играющие становятся по кругу, на расстоянии трех шагов друг от друга. Один из них становится в центре. Каждый участник отмечает свое место - небольшой кружок вокруг своих ступней на земле.

По команде «Меняйтесь!», которую подает стоящий в центре, все участники меняются местами, пересекая круг. Стоящий в центре должен воспользоваться этой перебежкой, чтобы занять чье-нибудь пустующее место.

2. Передача мяча

Играющие делятся на две или несколько команд, располагающихся на расстоянии нескольких шагов друг от друга, и становятся в колонну по одному. Головные игроки находятся на одинаковом расстоянии от намеченной черты, проведенной на земле; каждый из них держит в руках мяч. По команде преподавателя мяч передается из рук в руки над головами играющих, пока он не дойдет до последнего игрока. Тот быстро бежит вперед, становится во главе своей колонны, и вновь начинается передача мяча. Когда первый игрок окажется последним и получит мяч, он бежит к намеченной черте и кладет мяч на землю. Тот, кто сделает это раньше других, обеспечивает победу своей команде.

Примечание.Мяч можно также передавать между ног игроков или попеременно: через головы нечетных игроков и между ног четных. Можно также прокатывать мяч между ног игроков с одного конца колонны в другую.

3. Смена номеров

Играющие становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.

4. «Волк» и «ягненок»

Играющие становятся в колонну по одному, крепко держат друг друга за талию. Первый изображает пастуха, последний - ягненка, остальные - овец. Игрок, изображающий волка, становится в нескольких шагах впереди «пастуха» (лицом к нему). По сигналу преподавателя «волк» бросается, чтобы схватить «ягненка». «Пастух», вытянув руки в стороны, старается не пропустить его. «Овцы» бегут в наименее опасную сторону. Когда «ягненок» схвачен «волком», преподаватель назначает новых «волка», «пастуха» и «ягненка», и игра возобновляется.

5. Эстафета со скакалкой

Играющие делятся на две команды и становятся в колонну по одному. Первый и второй игроки отделяются от колонны и берут за концы скакалку. По сигналу преподавателя они проходят вдоль всей колонны, а игроки подпрыгивают на месте, стараясь не задеть скакалку. Затем первый игрок становится в конец колонны, а второй и третий игроки продолжают игру тем же способом. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок вновь не окажется во главе колонны. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

6. «Стоп!»

На одной стороне площадки в одну шеренгу выстраиваются играющие, на другой – спиной к играющим становиться водящий. Он закрывает лицо руками и говорит: «Быстро шагай, смотри не зевая! Стоп!». Пока водящий произносит эти слова, все играющие должны как можно быстрее приблизиться к нему. Но при команде «Стоп!» они должны немедленно остановиться и замереть на месте. Водящий быстро оглядывается. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сделал хоть одно небольшое движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий опять принимает исходное положение и произносит те же слова. Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему и запятнать его раньше, чем тот успеет оглянуться. После этого все игроки бегут за свою линию, водящий преследует их и старается кого-нибудь запятнать. Запятнанный становится водящим.

7. «Второй – лишний»

Играющие образуют круг, став на расстоянии двух шагов друг от друга. Два игрока находятся вне круга, один из них ловит другого. Убегающий может стать впереди любого из игроков, и тогда тот, ктооказывается позади, становиться убегающим. Бегать можно как внутри круга, так и за его пределами. Если догоняющий запятнает убегающего, то они меняются ролями. Если играющих много, они становятся по кругу парами в затылок друг другу. В этом случае убегающий становится впереди любой из пар, а оказывающийся третьим – убегает (в этом случае игра называется «Третий – лишний»).

Вариант. Тот, кто оказывается лишним, не убегает, а становится догоняющим, а тот, кто догоняет, - убегающим.

8. «Группа, смирно!»

Играющие становятся в одну шеренгу. Руководитель, поворачиваясь лицом к детям, подает различные строевые команды, которые они должны исполнить в том случае, если руководитель предварительно перед командой скажет слово «группа». Если слово не произнесено, исполнить команду нельзя. Кто ошибется – делает шаг вперед, но продолжает играть. После второй ошибки делает еще один шаг вперед и т.д. Игра продолжается около трех минут. Поокончании игры отмечают самых внимательных, т.е. тех, кто остался стоять в исходном положении. Согласно правилам, шаг вперед делают и те ребята, которые своевременно не выполнили правильную команду. Вместо шага вперед можно провинившимся начислять штрафные очки. В этом случае победителями считаются те участники, которые наберут наименьшее количество штрафных очков.

9. «Точный расчет»

На полу чертят круг диаметром 40-60 см. В круг с завязанными глазами становится играющий. Его задача – выйти из круга, сделать восемь шагов и опять вернуться в круг.

10 «Карусель»

Играющие становятся в круг. На полу лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны). Ребята поднимают ее с земли и, держась за нее правой или левой рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом кругом,

А потом кругом-кругом, все бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слова «Бегом» - бегут. По команде руководителя «Поворот!» они быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположную сторону со словами:

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут веревку на пол и разбегаются по площадке. По сигналу они спешат вновь взяться рукой за веревку, и игра возобновляется. Занимать места на карусели можно только до третьего «звонка». Опоздавший на карусель в игре не участвует.

Вариант . На веревке может быть на три метки меньше общего количества участников. При посадке в карусель дети должны хвататься за метку. Кто не успеет ухватиться за метку, в игре не участвует.

11. «У медведя во бору»

Все играющие стоят свободно группируясь на одной стороне площадки, на противоположной стороне проводится линия – опушка леса. За линией, в двух-трех шагах от нее, находится «берлога медведя». Дети подходят к берлоге медведя и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов и в то же время все вместе приговаривают:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

Когда дети произносят последнее слово «рычит», медведь с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать. Пойманного он отводит к берлоге. Игра кончается, когда пойманы трое-пятеро ребят .

12. «Воробьи-попрыгунчики»

На полу площадки рисуют такой круг, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих – «кот» - находится в центре круга. Остальные играющие – «воробьи-попрыгунчики» - становятся за кругом у самой черты. По сигналу руководителя воробьи-попрыгунчики начинают выпрыгивать из круга, а кот старается кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого он поймал, становится котом, а кот – воробьем-попрыгунчиком, и игра продолжается. Побеждает тот, кого ни разу не поймали.

Вариант. Воробьи-попрыгунчики прыгают только на одной ноге.

13. «Пустое место»

Все играющие, за исключением водящего, становятся в круг не более чем на полшага один от другого, руки за спину. Водящий бежит с внешней стороны круга, дотрагивается до кого-либо из играющих и после этого продолжает бежать вокруг круга в ту или другую сторону. Игрок, которого коснулся водящий, бежит в обратную сторону, стремясь раньше водящего прибежать на свое место. Встречаясь на пути, играющие здороваются, поднимая руки вверх, приседают друг перед другом и т.п. Водит тот, кто не успел занять пустое место.

14. Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово "земля", то поймавший мяч должен быстро назвать какое-либо домашние или дикое животное. На слово "вода" играющий отвечает названием какой-либо рыбы. На слово "воздух" - названием птиц. При слове "огонь" все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Ошибающийся выходит из круга.

15. Игра «Горячий мячик»

Играющие встают в круг, ведущий становится спиной к играющим вне круга. По сигналу ведущего играющие передают друг другу мяч (например, по часовой стрелке). Неожиданно ведущий говорит: "Стоп!" Тот, у кого в этот момент оказался мяч, выходит из игры. Наконец остаются только два играющих. Они встают друг перед другом и по сигналу, как и раньше, начинают быстро передавать мяч друг другу. Когда ведущий скажет: "Стоп!", мяч окажется в руках у одного из играющих. При этом считается, что второй победил.

Игра тренирует внимание и скорость движений.

Хотя уроки у первоклашек длятся недолго, все равно малыши успевают устать. А переменка – это то самое долгожданное время, когда можно наконец расслабиться и поиграть.

У моего Степки отличная учительница. На родительском собрании она попросила нас помочь ей и найти игры для детей, в которые они могут играть на переменках. Первоклашки еще не могут сами себя занять, просто носятся по школьным коридорам, поэтому их нужно организовать. Для этого и существуют игры на переменах.

Длинный хвост

Все ребята встают в круг. Ведущий предлагает всем поднять вверх правую руку и помахать ей.

Затем он начинает называть разных животных, а задача игроков поднимать и махать рукою но только в том случае, если у животного есть длинный хвост. Если хвоста нет или он короткий – руку поднимать не нужно.

Итак, ведущий называет:

Медведь (короткий)
Тигр (длинный)
Пантера (длинный)
Заяц (короткий)
Лошадь (длинный)
Овца (короткий)
Свинья (короткий)
Осел (длинный)

Тому, кто поднял руку не вовремя, начисляют штрафное очко. Побеждает тот, у кого меньше всего штрафных очков.

Светакостяирадима

В этой игре для детей нет проигравших и победителей, это просто веселое развлечение.

Все игроки также встают в круг. Задача каждого, как можно быстрее произнести свое имя, но не просто так, а когда дойдет очередь.

Выбирают игрока, с которого начинается игра. Он называет свое имя, следом за ним игрок, который стоит слева и так далее по кругу. Причем говорить нужно как можно быстрее.

Все игроки назвали свои имена? Игра продолжается, но в обратную сторону. Первый игрок опять называет свое имя, за ним тот игрок, что стоит справа…

Ну и самый сложный вариант, когда имена одновременно начинается и в правую и в левую сторону. То есть сначала говорит свои имя первый игрок, за ним игрок слева и игрок справа, потом их соседи… Получается, что игра идет сразу в двух направлениях.

Чайник с шишечкой

В игре принимают участие 5 человек (или несколько команд, в каждой из которых по 5 человек).

Между игроками распределяются роли:

Чайничек – он чертит руками в воздухе перед собой две параллельные вертикальные линии
Крышечка – чертит в воздухе перед собой горизонтальную линию
Шишечка – сжимает руку в кулак
Дырочка – соединяет указательный и большой палец так, чтобы получился кружок
Пар – рисует руками перед собой в воздухе клубы дыма

Ведущий говорит текст:

Чайничек
С крышечкой
С шишечкой
С дырочкой
Из дырочки пар идет

Все слова ведущий произносит быстро. Затем говорит весь текст в обратном порядке:

Пар идет из дырочки
Дырочка в шишечке
Шишечка на крышечке
Крышечка на чайничке

Задача каждого игрока - вовремя показать нужное движение и не сбиться.

Надувная кукла

Эта игра для детей построена на одном из упражнений восточных единоборств. Суть ее в том, что чередуя напряжение и расслабление, за короткое время организм восстанавливается. То есть ребята после урока снова почувствуют прилив сил.

Итак, участники игры разбиваются на пары. Один "насос", второй "кукла".

По команде ведущего "насос" начинает надувать "куклу". То есть делает носом глубокий вдох и, наклоняясь вперед, ртом глубокий выдох, произнося при этом звук «ш-ш-ш».

Кукла сначала стоит расслабленная (спина ссутулена, руки висят вдоль тела, колени присогнуты). Но как только ее начинает накачивать насос, она наполняется воздухом: сначала распрямляет ноги, потом руки, затем выпрямляет спину и шею. Насос продолжает работать и куклу распирает воздух, то есть постепенно напрягаются ноги, руки, живот, шея…

Кукла вот-вот может лопнуть. Насос должен заметить этот момент и, повернув клапан (например, прикоснувшись к руке куклы) выпускает воздух.Кукла издает делает глубокий выдох на звуке «с-с-с» и постепенно опять расслабляется.

После этого насос и кукла меняются ролями.

Походка неандертальца

Все дети встают в круг и по команде ведущего начинают двигаться в одну сторону. При этом ведущий дает задание, изобразить походку:

  • клоуна
  • старой бабушки
  • крадущейся кошки
  • пьяного человека

Но больше всего малышей веселят походки типа "взбесившейся собаки" или "неандертальца". Я играл с сыном и его другом в эту игру во дворе. Они начинали корчить рожи и веселиться.

Думаю, если эту игру проводить на переменке, после нее надо успеть провести более тихую игру, чтобы ребята успокоились перед уроком. Например, такую:

Гипнотезер

В нее я сам любил играть в школе. Нужно только найти себе пару.

Двое становятся друг напротив друга, на расстоянии, примерно 1 метра. Один закрывает глаза (подглядывать нельзя!), второй начинает медленно протягивать к нему руку. Когда человеку, у которого закрыты глаза, покажется, что рука партнера вот-вот коснется его, он должен сказать: «Стоп!». Только теперь можно открывать глаза и проверять, вовремя ли он сказал слово.

Лапы, ноги, хвост

В этой игре для детей главное - внимание. До начала игры ребятам объясняют, что каждое слово должно быть подтверждено действием.

На слово «лапы» - нужно поднять руку
На слово «ноги» - нужно поднять ногу
На слово «хвост» - повернуться к водящему спиной

Все ребята стоят в кругу, ведущий в центре. Он медленно ходит по кругу, потом неожиданно останавливается около какого-то игрока и говорит:

Однако выполнять условленное движение должен не тот человек, около которого остановился ведущий, а игроки, которые стоят около него.

Так, игрок справа при слове «лапы» должен поднять правую руку, а игрок слева – левую

При слове «ноги» - игрок справа поднять правую ногу, а игрок слева – левую

Самая простая команда «хвост», потому что оба игрока и справа и слева просто поворачиваются спиной к ведущему.

Тот, кто сбился, выбывает из игры.

Горячая картошка

И снова все дети собираются в круг. Ведущий начинает действие с воображаемым предметом. Например, делает вид, что перебрасывает с ладони на ладонь горячую картошку. Сосед справа подхватывает это движение, повторяет, добавляет что-то свое. Дальше по цепочке направо это движение идет-идет-идет и опять доходит до того, кто движение начал. Переговариваться во время игры нельзя.

Когда движение возвращается к первому игроку, он говорит, что он хотел этим движением изобразить. Также и другие участники рассказывают, что делали они.

Интересно, что в процессе игры, как правило, происходит трансформация. Так, первый якобы передает горячую картошку, а последний - носок, выловленный из лужи.