Игровой портал

Да неужели все сводится к деньгам. История денег от древности до наших дней

Я вернулся к себе в комнату совершенно ошеломлённым. Этот высохший старикашка вдруг вырос в моих глазах, стал фантастической фигурой, олицетворением власти золота. Жизнь и люди внушали мне в эту минуту ужас.

«Да неужели всё сводится к деньгам?» - думал я.

Помнится, я долго не мог заснуть. Мне всё мерещились вокруг груды золота. Да и красавица графиня очень занимала меня. Должен признаться, к стыду моему, что она совсем затмила образ Фанни Мальво, простодушного, чистого создания, обречённого на труд и безвестность. Но утром, в туманных грёзах пробуждения, милый девический образ сразу возник передо мной во всей прелести, и я уже думал только о Фанни…

Не хотите ли выпить стакан воды с сахаром? - спросила госпожа Гранлье, прервав Дервиля.

С удовольствием, - ответил он.

Знаете, я не вижу, какое отношение к нам имеет вся эта история, - заметила госпожа Гранлье, позвонив в колокольчик.

Гром и молния! - воскликнул Дервиль, употребив любимое своё выражение. - Я сейчас сразу прогоню сон от глаз мадемуазель Камиллы, - пусть она знает, что её счастье совсем ещё недавно зависело от папаши Гобсека. Но так как старик на днях умер, дожив до восьмидесяти девяти лет, господин де Ресто скоро вступит во владение превосходным состоянием. Как и почему - это надо объяснить. А что касается Фанни Мальво, то вы её хорошо знаете. Это моя жена.

Друг мой, - заметила виконтесса де Гранлье, - вы, со свойственной вам откровенностью, пожалуй, признаетесь в этом при двадцати свидетелях!

Да я готов крикнуть это всему миру! - заявил стряпчий.

Вот вода с сахаром, пейте, милый мой Дервиль. Никогда вы ничего не достигнете, зато будете счастливейшим и лучшим из людей.

Я немножко потерял нить, - сказал вдруг брат виконтессы, пробуждаясь от сладкой дремоты. - Так вы, значит, были у какой-то графини на Гельдерской улице. Что вы там делали?

Через несколько дней после моего разговора со стариком голландцем, - продолжал свой рассказ Дервиль, - я защитил диссертацию, получил степень лиценциата прав, затем был зачислен в коллегию стряпчих. Доверие ко мне старого скряги Гобсека очень возросло. Он даже обращался ко мне за советами по разным своим рискованным аферам, в которые смело пускался, собрав точные сведения, хотя даже самый искушённый делец счёл бы их опасными. К удивлению моему, этот человек, на которого никто ни в чём не мог повлиять, выслушивал мои советы с какой-то почтительностью. Правда, они всегда шли ему на пользу. Но вот, проработав три года в конторе стряпчего, я получил там должность старшего клерка и переехал с улицы Де-Грэ, так как мой патрон, помимо ста пятидесяти франков жалованья в месяц, давал мне теперь ещё стол и квартиру. Какой это был счастливый день для меня! Когда я зашёл к старому ростовщику проститься, он не сказал мне ни одного дружеского слова, не выразил никакого сожаления, не пригласил бывать у него, а только бросил на меня взгляд, свой удивительный, необыкновенный взгляд, по которому можно было подумать, что он обладает даром ясновидения. Однако неделю спустя старик сам навестил меня, принёс запутанное дело об отчуждении земельного участка, и с тех пор по-прежнему стал пользоваться моими безвозмездными советами с такою непринуждённостью, как будто платил за них. В конце второго, 1818–1819 года, зимою, мой патрон, большой кутила и расточитель, оказался в стеснённых обстоятельствах, вынуждавших его продать контору. Хотя в те времена цены на патент стряпчего не достигали таких баснословных сумм, как теперь, он запросил за своё заведение не мало - сто пятьдесят тысяч франков. Если б деятельному, знающему и толковому стряпчему доверили такую сумму на покупку этой конторы, он мог бы прилично жить на доходы от неё, уплачивать проценты и за десять лет расквитаться с долгом. Но у меня гроша за душой не было, так как отец у меня мелкий провинциальный буржуа. Я седьмой по счёту в нашей семье, а из всех капиталистов в мире я был близко знаком только с Гобсеком… Но, представьте, честолюбивое желание и какой-то слабый луч надежды внушили мне дерзкую мысль обратиться к нему. И вот однажды вечером я медленным шагом направился на улицу Де-Грэ. Сердце у меня сильно билось, когда я постучался в двери хорошо мне знакомого угрюмого дома. Мне вспомнилось всё, что я слышал от старого скряги в ту пору, когда я и не подозревал, какая мучительная тревога терзает людей, переступающих порог его жилища. А вот теперь я иду проторённой ими дорожкой и буду так же просить, как они. «Ну нет, - решил я, - честный человек должен всегда и везде сохранять своё достоинство. Унижаться из-за денег не стоит. Покажу себя таким же практичным, как он».

Когда я съехал с квартиры, папаша Гобсек снял мою комнату, чтобы избавиться от соседей, и велел в своей двери прорезать решётчатое окошечко; меня он впустил только после того, как разглядел в это окошечко моё лицо.

Откуда вы знаете? Он никому не говорил об этом, кроме меня.

Губы старика раздвинулись, и в углах рта собрались складки, как на оконных занавесках, но его немую усмешку сопровождал холодный взгляд.

Только этому я и обязан честью видеть вас у себя, - добавил он сухим тоном и умолк.

Я сидел как потерянный.

Выслушайте меня, папаша Гобсек, - заговорил я наконец, изо всех сил стараясь говорить спокойно, хотя бесстрастный взгляд этого старика, не сводившего с меня светлых блестящих глаз, смущал меня.

Он сделал жест, означавший: «Говорите!»

Я знаю, что растрогать вас очень трудно. Поэтому я не стану тратить красноречия, пытаясь изобразить вам положение нищего клерка, у которого вся надежда только на вас, так как в целом мире ему не найти близкую душу, которой не безразлична его будущность. Но оставим близкие души в покое, дела решаются по-деловому, без чувствительных излияний и всяких нежностей. Положение дел вот какое. Моему патрону контора приносит двадцать тысяч дохода в год; но я думаю, что в моих руках она будет давать сорок тысяч. Я чувствую: вот тут есть кое-что, - сказал я, постучав себя пальцем по лбу, - и если бы вы согласились ссудить мне сто пятьдесят тысяч, необходимые для покупки конторы, я в десять лет расплатился бы с вами.

Умные речи! - сказал Гобсек и наградил меня рукопожатием. - Никогда ещё с тех пор, как я веду дела, ни один человек так ясно не излагал мне цели своего посещения. А какие гарантии? - спросил он, смерив меня взглядом, и тут же сам себе ответил: - Никаких. Сколько вам лет?

Через десять дней исполнится двадцать пять. Иначе я бы не мог заключать договоры.

Правильно.

Ну, так как же?

Пожалуй!

Правда? Тогда надо всё поскорее устроить, иначе перебьют, дадут дороже.

Завтра утром принесите метрическую выпись, и мы поговорим о вашем деле. Я подумаю.

Утром, в восемь часов, я уже был у старика. Он взял у меня метрику, надел очки, откашлялся, сплюнул, закутался поплотнее в чёрную свою крылатку и внимательно прочёл всю метрическую выпись, от первого до последнего слова, повертел её в руках, поглядел на меня опять, покашлял, заёрзал на стуле и сказал:

Ну что ж, давайте торговаться.

Я затрепетал.

Я беру за кредит по-разному, - сказал он, - самое меньшее пятьдесят процентов, сто, двести, а когда и пятьсот.

Я побледнел.

Ну, а с вас по знакомству я возьму только двенадцать с половиной процентов… - Он замялся. - Нет, не так, - с вас я возьму тринадцать процентов в год. Подойдёт вам?

Подойдёт, - ответил я.

Смотрите. Если много, защищайтесь, Гроций (он иногда в шутку называл меня Гроцием). Я с вас прошу тринадцать процентов, - такое уж моё ремесло. Прикиньте - под силу вам столько платить? Я не люблю, когда человек сразу сдаётся. Ещё раз спрашиваю: не много ль это?

Нет, - ответил я. - Я расплачусь, придётся только приналечь на работу.

Вот оно что! - заметил Гобсек, поглядывая на меня искоса лукавым взглядом. - Значит, клиенты расплатятся?

Неужели есть что-то сильнее надежды?
-Есть: ожидание. Я способна ждать, даже когда нет никаких надежд.

Неужели Ты не понимаешь, что мы живем, как свиньи и дохнем, как свиньи, только потому, что мы друг другу никто.

Кажется, все искали кратчайшей дороги к деньгам и при этом обходили самую прямую - ту, которая ведет через труд.

Принимайте всё, когда оно приходит к вам, наслаждайтесь всем, пока оно длится, отпускайте всё, когда оно должно уйти.

Всё, что есть прекрасного в этой жизни, либо аморально, либо незаконно, либо приводит к ожирению.

Неужели только затем и явился я на этот короткий промежуток времени в мир, чтобы наврать, напутать, наделать глупостей и исчезнуть.

Возможно, весь смысл этой жизни сводится к тому, чтобы быть нужным хоть кому-то. Ведь если о тебе никто не думает, то значит тебя как бы и нет.

Относитесь к изменениям, как к уборке квартиры. Сначала одно, потом другое, и глядишь - всё блестит!

Будьте готовы к счастливым подаркам судьбы. И поверьте в то, что всё возможно!

Столкнувшись с трудностями, нельзя сдаваться, бежать. Вы должны оценивать ситуацию, искать решения и верить в то, что всё делается к лучшему. Терпение - вот ключ к победе.

«Деньги в интернете» - Не анонимные системы требуют обязательной идентификации участников системы. Мошенник же получает свои деньги. Заключение. Техника безопасности у банкомата. Виды электронных денег. 4. Мошенничества при операциях с банкоматами. «Электронные деньги: риски потери денег и методы защиты.». Правда, по словам банковских работников, клиенты не спешат пользоваться такой услугой.

«Деньги и инфляция» - Деньги либо хранятся, либо находятся в движении. Разминка. Основные понятия: Как инфляция влияет на покупательную способность денег? Виды денег. Задание. Сколько денег нужно стране? Стоимость драгоценностей и недвижимости растёт быстрее стоимости жизни во время инфляции. Как вы понимаете утверждение «Покупатель всегда прав» с точки зрения маркетинга?

«Карманные деньги ребёнку» - Сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом. Можно давать карманные деньги ребенку с шести-семи лет. Давать или не давать детям карманные деньги? Карманные деньги не нужны. Ребенку нужно позволить тратить свои деньги по собственному выбору. ДА - 72 % НЕТ- 8 % 4.На что ты тратишь карманные деньги?

«Товар и деньги» - Было время, когда денег не существовало. Некоторая сумма денежных единиц условно считается эквивалентом для товаров. Деньги - вторичны по отношению к товару, не существуют без товара. У людей возникает стремление к накоплению денег. Деньги – иллюзорная форма всеобщего рабочего времени. Как долги государства.

«Куда уходят деньги» - Доходная часть семьи: Семейный бюджет- одна из важнейших составляющих каждой семьи. Расходы. Деление дохода каждого члена семьи на две части: общественную и личную. Семейный бюджет. Используя рационально свой доход, никогда не окажешься в долгах. 3) Ежедневно ведутся записи расходов. Бюджет делится на две части – доходную и расходную.

1. Тема власти денег в мире и в душе человека.
2. Накопление и расточительство.
3. Нравственная деградация личности.

Смерть ожидает тебя — так истрать, не жалея, богатства;
Но не окончена жизнь: побереги-ка добро.
Мудр только тот человек, кто, постигнув и то, и другое,
В меру добро бережет, в меру и тратит его.
Л. Самосский

Одним из ведущих мотивов в повести О. де Бальзака «Гобсек» является власть денег над людьми. В повести Бальзака эта власть зримо воплощается в образе ростовщика с говорящей фамилией: Гобсек в переводе с голландского означает «живого-лот». Тема, которую Бальзак затронул в своем произведении, является одной из вечных тем. Многие писатели обращались к образу скряги, который и комичен, и трагичен одновременно. Нужно отметить, что Гобсек Бальзака далеко не однозначен. Автор показывает этого персонажа глазами молодого юриста Дервиля, который первое время знакомства с главным героем не мог понять, что это за человек: «Были ли у него родные, друзья? Беден он был или богат? Никто не мог бы ответить на эти вопросы». Дервиль рассказывает о « , трагикомическом случае из жизни Гобсека: старый ростовщик случайно уронил золотую монету, а когда ему ее подали, решительно заявил, что эти \\ деньги не его: «Да разве я стал бы так жить, будь я богат!»

Замечание весьма здравое — действительно, трудно поверить в то, что богач стал бы жить так, как живет Гобсек, «человек-автомат», «человек-вексель». Однако, как становится ясно из дальнейшего повествования, возглас Гобсека скорее всего маневр, предназначенный для отвода глаз. Как типичный скряга, он опасается, как бы о его богатстве никто не узнал.

Единственным интересом Гобсека является приобретение богатств — нужно заметить, что в данной сфере таланты этого человека поистине масштабны. У Гобсека есть и своя философия, в которой деньги занимают почетное место. Как главная жизненная ценность, сосредоточие всех возможностей и стремлений выступает материальное богатство: «Вот поживете с мое, узнаете, что из всех благ земных есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это... золото. В золоте сосредоточены все силы человечества».

Итак, вот ответ на невысказанный вопрос Дервиля, а знает ли Гобсек о Боге, верит ли в Него? Какой религии привержен этот человек? Золото — вот единственная сила, которую признает старый ростовщик: «Чтобы осуществить наши прихоти, нужно время, нужны материальные возможности или усилия. Ну что ж! В золоте все содержится в зародыше, и все оно дает в действительности». Гобсек наслаждается сознанием своего могущества, которое он имеет благодаря деньгам. Он искренне полагает, что над ним самим ничто в мире не имеет власти. Однако власть Гобсека в большей степени проявляется в сфере умозрительного, чем в реальной действительности. Конечно, ростовщик вытрясает из своих клиентов солидные деньги, но на этом проявления его власти и заканчиваются. Гобсек живет так, словно и нет у него огромного состояния. Старому ростовщику, как и пушкинскому скупому рыцарю, достаточно мыслей о том, что он мог бы обладать всем, чем только захочет. Но самое страшное, что герой уже не желает ничего, кроме самих денег. Рассуждая об их власти, Гобсек на несколько мгновений почти становится поэтом — настолько вдохновляет его эта единственная тема.

«Этот высохший старикашка вдруг вырос в моих глазах, стал фантастической фигурой, олицетворением власти золота. Жизнь и люди внушали мне в эту минуту ужас.

«Да неужели все сводится к деньгам?» — такова реакция Дервиля на откровения Гобсека. И все же, несмотря на свои миллионы, на свою власть, Гобсек одновременно и жалок. По крайней мере молодой юрист в какой-то момент посмотрел на ростовщика так, словно тот «тяжко болен». И он действительно болен — болен духовно. У него нет семьи, нет детей, он стар, слаб. Для кого он копит несметные богатства? Зачем живет как бедняк, располагая миллионами? Ничто в мире не имеет над ним власти, кроме денег, его идола. Гобсек наслаждается призраком власти, которой обладают деньги. Собственно, деньги нужны ему не как средство приобретения различных вещей, а как способ проявить власть над другими. Бальзак, показывая власть денег над людьми, не ограничился традиционным изображением скряги-ростовщика. В жизни графини Ресто деньги тоже играют не последнюю роль. Сразу нужно отметить: графиня, в отличие от Гобсека, рассматривает деньги именно как средство, благодаря которому она поддерживает внешний лоск светской дамы и удерживает любовника, порочного человека с ангельской внешностью. Нужда в деньгах, которых постоянно требует любовник, заставляет графиню обратиться к ростовщику. Страх, что муж лишит её младших детей наследства, толкает ее на недостойные происки — женщина готова воспользоваться привязанностью старшего сына к ней и отцу, лишь получить в руки завещание умирающего графа.

Итак, Бальзак противопоставляет два способа отношения к деньгам — накопление богатств ради них самих и безудержное мотовство, наглядно показывая ущербность обеих позиций. Не случайно автор описал и последние дни жизни Гобсека. Старик болен, лежит в постели, он понимает, что дни его сочтены — а между тем механизм обогащения продолжает действовать. Скупость Гобсека достигает ужасающих размеров, теряет всякую логику. Клиенты приносили ему различные подарки — продукты, серебряную посуду, которые он продавал в магазины. Но из-за нежелания скупого старика продать товар чуть дешевле продукты портятся. Деньги, товары имеют значение, когда их используют — вот в чем смысл картины гниющих продуктов в квартире покойного Гобсека. И кому отойдет его состояние? Проститутке, его дальней родственнице. Можно предположить, что эта женщина, скорее всего, быстро потратит легкие денежки и снова скатится в привычную пропасть. «Да, все у меня есть, и со всем надо расстаться. Ну, ну, папаша Гобсек, не трусь, будь верен себе...» — таковы последние слова старого ростовщика. Ни сожалений о безрадостно проведенной жизни, посвященной приобретению денег, которыми сам он почти не пользовался, ни мыслей о своей душе — ничего... Да и что душа для человека, признающего единственной силой в мире золото?

Итак, Бальзак показал власть, которую деньги имеют над человеком. Но необходимо отметить следующее: отнюдь не деньги делают человека скрягой или мотом. Лишь сам человек определяет, что для него является главной ценностью. Пока человек жив, не поздно пересмотреть свою позицию, если следование ей отрицательно влияет на внутренний мир и внешнюю жизнь личности. Ведь не деньги разрушили семью графини, стали причиной смерти ее мужа, а образ жизни этой женщины. Причина нравственной гибели Гобсека, произошедшей задолго до его физической смерти, тоже заключается не в деньгах как таковых, а в отношении к ним этого человека, который, подобно выведенным из рабства иудеям, склонился перед золотым тельцом, позабыв о вечном величии и могуществе Бога.