Игровой портал

Картотека дидактических игр "все прфессии нужны, все профессии важны". Профориентационные игры

Игра-занятие по

профориентации

"Острова профессий"

воспитатель

государственное казенное образовательное учреждение Владимирской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Муромский

детский дом №1»

602267 Владимирская область, г. Муром

ул. Мечникова д.9

2011 год

1 . Игра по профориентации «Острова профессий»

2 . Форма проведения мероприятия - игротренинг, посвященный профессиям.

3. Занятие «Острова профессий» проводится в актовом зале. Занятие предназначено для воспитанников интернатного учреждения среднего звена

4. Цели и задачи занятия

Цели:

v Активизировать процесс профессионального самоопределения, расширять представления о различных сферах труда, мире профессий.

v Прививать уважение ко всем профессиям и подвести к важному выводу, что все работы хороши, любой труд почётен.

v Развивать устную речь у учащихся, умение высказывать своё мнение.

Оборудование:

1. плакаты «Труд красит человека», «Труд - основа всему», «Не то забота, что много работы, а то забота, как ее нет»;

2. иллюстрации с изображением различных профессий;

3. рисунки учащихся

4. конверты с пословицами

5. карточки «хочу», «могу», «надо».

Предварительная подготовка : разработка конспекта, подготовка наглядного демонстрационного и раздаточного материала.

Ориентировочное время : 40-45 минут

Занятие подготовила и провела: воспитатель ГКОУ ВО «Муромский детский дом №1» .

Ход игры .

1. Вступительная часть .

Профессия !

Со школьной парты мечтают девушки и парни: кем стать?

Который выбрать путь?

Профессий нынче всем хватает.

Кем быть? Врачом? Неэстетично...

Бухгалтером? Неромантично...

Искусствоведом? Непрактично...

Домохозяйкой? Неприлично...

Геодезистом? Трудновато...

Экономистом? Скучновато...

Парашютистом? Страшновато...

Пенсионером? Рановато...

Одна мечта: иметь диплом бы,

Хоть для анкет,

Хоть для апломба.

Призванье в деле - вещь благая.

Я, этот монолог слагая,

Взяла высказывание одно,

Оно не столь уж мудрено.

Изрек однажды академик:

«Я не скажу вам «се ля ви».

Не попрошу огромных денег,

Прошу работу по любви!»

Он прав. И этой правды ради

Я всем твержу - профессий много,

Но выбирайте лишь одну!

Ведущий : Добрый день, дорогие ребята! Сегодня наша игра посвящена теме: «Мир профессий». Когда вы вырастете, то выберете себе одну из их множества. При многих обязанностях человека в обществе, о нём судят, прежде всего, по труду. Труд помогает человеку раскрывать свою личность, показать свои способности. Чтобы, определиться в жизни надо узнать о профессиях как можно больше.

Итак, начинаем игру «Острова профессий» .

2. Проведение конкурса .

Представление команд и жюри.

Конкурсы

1 остров «Пословицы и поговорки о труде»

Командам дают конверты с разрезанными на слова пословицами . Нужно расположить слова в правильной последовательности , прочитать пословицы и объяснить их смысл .

1 команда

Человек трудом велик.

Славен человек не словами, а делами.

Родина славит тех, кто трудится для всех.

2 команда

Дело мастера боится.

Кто любит труд, того люди чтут.

Птицу узнают в полете, а человека - в работе.

2 остров «Загадки»

(команды по очереди отгадывают загадки ).

Я горд работой на земле,

От пота вымокла рубашка.

Зато ладони - на руле.

(Тракторист )

Из кирпича мы строим дом,

Чтоб смеялось солнце в нём.

Чтобы выше, чтобы шире

Были комнаты в квартире.

(Каменщики )

На работе день-деньской

Он командует рукой.

Поднимает та рука

Сто пудов под облака.

(Крановщик )

У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает

Таинственной силой:

К кому прикоснётся,

Тот станет красивый.

(Парикмахер )

Летают пальцы птицами –

Поток струится ситцевый.

Летают пальцы пчёлками –

Поток струится шёлковый.

(Ткачиха )

На станке детали точит

Этот кадровый рабочий.

Без его умелых рук

Не собрать ни танк, ни плуг.

(Токарь )

Мы от простуды вновь страдаем,

Врача мы на дом вызываем.

Он выдаст нам больничный лист.

А кто он как специалист?

(Терапевт )

Спрятан здесь вопрос такой:

Доктор с ниткой и иглой

Как зовётся?

Вспоминай

И быстрей ответ давай.

(Хирург )

3 остров «Самая - самая»

Ведущий : Сейчас я вам буду предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. К примеру, характеристика - самая денежная профессия, - какие профессии являются самыми - самыми денежными?.." (ответы детей)

1 команда

- "самая зеленая профессия",

- "самая сладкая профессия",

- "самая волосатая профессия".

2 команда

- "самая смешная профессия",

- "самая неприличная профессия",

- "самая детская профессия".

4 остров «Думай , смекай , вспоминай»

(команды по очереди отвечают на вопросы ).

1. Назовите профессию, содержание которой полностью меняется, как только она переходит из мужских рук в женские, (машинист - машинистка)

2. Представитель какой профессии управляет процессами: роста, созревания, уборки урожая? (агроном)

3. Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя, и не менее 6 занятий, которыми он владел? (Петр 1 - плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, моряк, оружейный мастер)

4. Вопрос с участием сказочных персонажей. Назовите, кем бы мог работать в наши дни Волк из сказки "Волк и семеро козлят"? (пародистом)

5. Вопросы с участием сказочных персонажей. Кем бы мог работать в наши дни герой мультфильма "Кот Матроскин"? Назовите 3 профессии, (животновод, коммерсант, дояр)

6. Представитель какой профессии следит за ростом, очисткой, посадкой? (лесник)

5 остров «Загадки - не складки»

Кто всегда тебя обмерит

И сошьет любой размер,

Платье сшитое примерит?

Ну конечно... (швея)

Он таблетки нам пропишет,

Быстро вылечит детишек,

Порошки пропишет в срок?

Это, точно... (врач)

Кто покрасит вам забор,

Поменяет колер,

Разукрасит коридор?

Это, точно... (маляр).

Кто с утра до ночи варит,

К овощам предельно строг,

Рыбу вкусную пожарит?

Ну конечно... (повар)

Кто по жизни с чертежами

Обращается любя?

Знает, как построить зданье?

Ну, конечно же... (инженер)

На плечах погоны носит,

Помощь никогда не просит,

У него зеленый китель,

Угадали? Наш... (военный).

Высоко сидит на кране,

Носит винтики в кармане,

Он всегда во всем степенный.

Вы узнали, да? (крановщик)

Помещенье убирает,

Пол помыть не забывает,

Только свой помоет сектор

Это, точно, наш... (уборщица)

Кто же в стойле приберет,

Подоит корову,

Песню звонкую споет?

Ну конечно... (доярка)

Кто все время все сверяет?

Кто все время все считает?

Деньги в кассе выдает?

Ну, конечно же... (кассир)

6 остров «Угадай профессию»

(команды по очереди угадывают )

1. Как называется профессия корреспондента, который выезжает на место событий, берет интервью, беседует с людьми, анализирует обстоятельства, выделяет самое существенное и дает по телевидению информацию?

(телерепортер.)

2. Кто готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, отпускает готовые лекарства без рецептов, комплектует заказы на медикаменты?

(фармацевт.)

3. Кто сервирует стол, встречает посетителей, знакомит их с меню, принимает заказы, которые выполняет, рассчитывает посетителей, собирает использованную

посуду? (официант.)

4. Должностное лицо, которое удостоверяет сделки, оформляет наследные права граждан , договоры, свидетельствует копии документов, юридических актов. О какой профессии идет речь?

(нотариус.)

Подведение итогов . Слово жюри. Поздравления.

Ведущий : Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо

принять вам.

При выборе профессии следует учитывать желание, интересы, склонности - все это

мы обозначим словом "хочу" (показ карточки).

Обязательно нужно обратить внимание на возможности личности, т. е. знание,

способности, психологические особенности, особенности здоровья - это мы выразим

словом "могу".

А также учитывать запросы рынка труда, потребность в кадрах "надо".

Дорогие учащиеся! При выборе профессии не забывайте эти слова: "хочу", "могу",

Не слушайся слепо кого-то

И выгодных дел не лови,

Себе выбирая работу,

Ее выбирай по любви!

Такую, с которой вместе

Забудешь о всякой другой,

Поверишь ей, словно невесте,

Своей назовешь дорогой.

Ведра ли веселая душка

К ладони прильнет горячо,

Сосны ли кудрявая стружка

Тебе упадет на плечо,-

Гордись этой высшей наградой!

Ведь ты не чужой, не любой,

Работа ждала тебя, рада

Остаться навечно с тобой.

В избытке нахлынувшей ласки

Так хочется, радостной, ей,

Хоть стружкой,

Хоть пятнышком краски

Сверкнуть на одежде твоей.

П. Романова В добрый путь! В мир профессий! (Звучит музыка)

Литература:

Зак подростков Резапкина выбора профессии. Чернявская консультирование Еременко подготовка школьников 5000 загадок для детей

Профориентационные игры

Развитие навыков самопрезентации при устройстве на работу. Определение перспективных жизненных и профессиональных целей. Анализ и осмысление профессиональных перспектив. Управление личным профессиональным планом. Побуждение участников к осознанному выбору профессии. Развитие профессионально важных качеств. Образная рефлексия актуальной потребности профессиональных достижений. Обучение знаниям, умениям и навыкам самопрезентации. Процедура группового профориентационного тренинга. Ведущий и участники выясняют, с какими эмоциями ассоциируется та или иная профессия. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники придумывают бизнес-идеи, в свои вымышленные предприятия они приглашают других участников. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники разрабатывают бизнес-планы своего будущего, другие оценивают эти бизнес-планы. Процедура для группового профориентационного тренинга. Участники учатся прогнозировать будущее. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают новые, забавные профессии. Повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники на глаголы придумывают профессии. Участники пробуют представить, как они могли бы обогатить ту или иную профессию. Повышение уровня осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники сопоставляют известных персонажей популярным профессиям. Осознание выгод и перспектив профессионального развития бывшего военнослужащего в условиях рыночной экономики. Процедура группового профориентационного тренинга. Несколько участников получают себе роль "профессии", они должны выбрать среди оставшихся участников адекватных представителей. Повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специализация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о немалообразии профессионального труда. Повышение уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью. Процедура программы профориентационного тренинга. Участники выбирают себе профессию, потом выбирают родственную профессию, от которой будет зависеть их собственный труд. Творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы. Повышение у участников уровня осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом специфики переживаемого страной периода. Процедура профориентационного тренинга. Ведущий вместе с участниками разбивают пространство доски на "области", в которых располагаются "города"-профессии. Помощь участникам в выработке конструктивного отношения к безработице, создании условий для активного поиска выхода из негативной ситуации, а также создании предпосылки для формирования адекватной самооценки. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники осваивают понятие "капитал". Процедура профориентационного тренинга. Участники знакомятся с понятием "личный капитал", разными его видами. Знакомство участников со схемой анализа профессий. Процедура группового профориентационного тренинга для школьников. Участники отгадывают и разгадывают профессии. Развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Цель игры - на ассоциативном, образном уровне нау­читься соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить готовность школьников различать профессиональные стереотипы. Профориентационная игра для учащихся средних и старших классов. Направлена на расширение кругозора в области мира профессий, пробуждение интереса к содержательным сторонам профессиональной деятельности. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники придумывают несуществующие профессии. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники обсуждают вопрос "Пахнут ли деньги?" и вообще то, насколько система ценностей человека должна соотноситься с выбранной профессией. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники называют профессии на буквы алфавита. Процедура группового профориентационного тренинга для школьников. Участники выбирают, что им нравится больше: работа или деятельность. Оценка вероятности свершения событий успешной карьеры в реальной карьере. Помощь участникам в анализи ПВК профессий. Анализ влияния внутренних и внешних сил на карьеру. Определение к какой сфере жизни принадлежат события "неуспешной", "успешной" и "реальной" карьеры. Анализ возможных событий, способствующих и препятствующих карьере. Оценка личной значимости событий «неуспешной», «успешной» и «моей реальной карьеры». Исследование путей самореализации через профессию. Выработка навыков эффективной самопрезентации. Повышение готовности участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности. Моделирование некоторых элементов собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение. Побуждение интереса участников к осознанному профессиональному самоопределению. Помочь участникам лучше осознать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека и соотнести эти смыслы со своим собственным представлением о счастье. Проверка сформированности личного профессионального плана. Предоставление возможности участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге. Помощь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии. Определение перспективных жизненных и профессиональных целей; анализ и осмысление своих жизненных и профессиональных перспектив. Внесение социального аспекта в индивидуальную карьеру. Создание ощущения завершенности работы. Пробуждение интереса к различным профессиям. Создание стратегического плана жизни на ближайшие 5 лет и мотивирующего девиза на ближайшие 2 месяца. Анализ особенностей конкретной рассматриваемой профессии. Моделирование некоторых типичных черт и особенностей поведения тех или иных профессионалов, позволяющих лучше понять обобщенные образы представителей данных профессий и соотнести их с представлениями о собственном Я-образе.

Игра по профориентации "Я и мир профессий"

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то

счастье само вас отыщет.

Константин Дмитриевич Ушинский

Цель : Продолжить формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений (профессиональное самоопределение воспитанников)

Задачи мероприятия :

    Воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии.

    Определить мотив выбора профессии.

    Ознакомить воспитанников с житейским способом выбора профессий.

    Информировать их о качествах, присущих людям тех или иных профессий.

    Формировать актуальное для подростков «информационное поле» при выборе профессии;

План мероприятия :

    Провести игру: "Назови профессии или специальности на заданные буквы".

    Провести игру: "Самая - самая".

    Провести упражнение «Основной мотив выбора профессии»

    Изучить житейский способ выбора профессии.

    Выявить и перечислить профессиональные качества для некоторых профессий, найти сходства между ними.

    Провести игру: "Угадай профессию".

    Провести игру «Пантомима».

8. Провести игру «Закончи пословицу».

9. Подвести итоги мероприятия.

Оборудование : карточки с заданиями для игр, тестовые бланки, классная доска (название мероприятия, высказывание Ушинского К.Д.)

Ход мероприятия:

1. Слово учителя

Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты об образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас была учеба в школе, которую вы и дальше продолжите в учебных заведениях нашего края, где вы будете получать знания не только по школьным дисциплинам, но и приобретать знания по выбранной профессии. И именно сейчас мы с вами серьезно задумываемся о выборе своей профессии.

В вашем возрасте это сделать нелегко. Помогают вам в этом выборе родители и близкие, классный руководитель и психолог, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.

При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из способов - житейским, определим ваш мотив выбора профессии.

Чувство состязательности ведет нас к прогрессу. Поэтому сегодня соревнуется три класса.

Первый конкурс «Защита профессии»

Условия конкурса:

    рассказать о профессии

    в каких отраслях она может быть востребована, в том числе и в нашем регионе

    где ее можно получить, в том числе и в нашем регионе

    её востребованность на рынке труда

Формы защиты и представления профессии носят творческий

Второй конкурс. Виртуальная экскурсия

Условия конкурса: команда должна провести для членов команд-соперников виртуальную экскурсию в виде презентации (до 10 слайдов) на предприятие нашего города или района. Продемонстрировать:

место нахождение


Третий конкурс. Игровая разминка.

Игра первая: К, Р, О, П (представитель команды вытягивает незаполненные карточки с заданием)

Задание: надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности. Если команда не сможет дать объяснение, то ответ не засчитывается. Чья команда это сделает лучше и быстрее? - дополнительные 3 балла. Время выполнения - 3 минуты.

Контролер крановщик

Разведчик редактор

Проводник Пилот

Игра вторая: САМАЯ-САМАЯ .


А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.

Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл, (учитель называет первую характеристику, а команда сразу же по очереди предлагают свои варианты профессий. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая подходящая к данной характеристике профессия (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы).

Назовите профессии:

Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор...)

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе...)

Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

Самая волосатая (парикмахер.,.)

Самая детская (воспитатель, педиатр, детский психолог, учитель...) Самая смешная (юморист, клоун, пародист...)

Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

Самая серьезная (не имеет право на ошибку) (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

Инструкция.

Важным элементом данного игрового упражнения является обсуждение. Воспитатель должен проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. В то же время, выделение некоторых «самых-самых» профессий должны опираться на объективные знания о них. Например, если как самая денежная называется профессия депутата Г ос думы страны, то можно уточнить у ребенка, а знает ли он. сколько зарабатывают депутаты (по сравнению с другими высокооплачиваемыми профессиями)? Можно в ходе обсуждения совместными усилиями определить, какую профессию вообще можно считать денежной и т.п.

Игра третья: Профессиональные качества.

Естественно, что каждая профессия требует определенного набора качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.

Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые выбираете вы - выпускники нашего детского дома. (Дети самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий в карточках), Время выполнения 5 минут. Выигрывает та команда, которая более полно составит профессиональные качества - 5 баллов.

ВОДИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ

ПОВАР

БУХГАЛТЕР

Самообладание

Дисциплина

Ответственность

Хорошее цветовое восприятие Концентрированность внимания быстрота реакции;

Умение быстро ориентироваться в окружающей среде

Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений

Любовь к детям

Гуманность

Образованность

Терпение

Находчивость

Самосовершенствование

Эрудированность

Интуиция Воспитанность

Информированность

Коммуникабельность

Милосердие...

Самосовершенствование Образованность Ответственность Хороший глазомер Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная

Твердость руки, устойчивость кистей рук

Хорошая координация движений;

Оперативность...

Терпение

Собранность

Информированность

Коммуникабельность

Точность Образованность

Находчивость

Тактичность Интуиция

Ответственность Порядочность

Умение оперировать цифрами, информацией…

Какая картина вырисовывается перед нами? Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются.

Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым,

Игра четвертая. «Пантомима»

А теперь давайте отдохнем и поиграем.

Я раздам карточки с указанной там профессией (желающим) - показывать содержимое карточки командам нельзя.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют, за правильный ответ - 1 балл.

Предлагаемый список профессий:

Плотник, пилот, учитель, кружевница, врач, повар.

Подведение итогов

Слово учителя: Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой", а известный советский педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком, в том числе и перед вами.

И я вам желаю правильного выбора профессии, которая станет вашей судьбой. Спасибо всем за внимание, активное участие в игре! До новых встреч!

Литература.

    Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). -Москва: Вако, 2005.

    CHUDOPREDKI . RU Сайт для родителей «Детские радости » Пословицы

    Русские пословицы и поговорки/ под редакцией В. Аникина, - М.- :Худож. лит., 1988

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида 36 « Искорка » города Елабуги

Картотека дидактических игр.

«Все профессии нужны,все профессии важны»

Составитела:

воспитатель МБДОУ детского сада

комбинированного вида № 36 «Искорка»

Марданова О.В.

Елабуга, 2015

Профессия "Врач"

Врачи – очень умные и добрые люди, они много знают про каждую болезнь, про каждое лекарство. Они помогают людям, которые заболели. Тогда давай мы начнём нашу экскурсию и познакомимся поближе с теми, кто работает в поликлинике.

Белый халат,
изучающий взгляд:
– Жалобы есть?
Подходите подряд!

Профессия "Повар"

В небе звёздочка искрится,

Спит клубком усатый кот,

Только повару не спится –

Повар затемно встаёт.

Каша булькает легонько,

И яичница шипит,

И под вкусный шум и гомон

В спальни входит аппетит.

Мы в столовой дружно сядем,

Как огромная семья.

Буду поваром в столовой –

Так сама решила я!

Профессия "Пожарный"

Потушить костёр или даже загоревшееся полотенце на кухне может любой из нас. Но когда случается беда – настоящий пожар, кто поможет? Конечно же, пожарные. Только они могут быстро и правильно потушить пожар! А ты помнишь, по какому телефону нужно звонить при пожаре? Правильно, 01!

В огне и дыму
Он идёт среди жара,
Спасая людей
И дома от пожара!

Дидактические игры.

Дидактическая игра « Огнеопасные предметы».
Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление. Объяснить, почему выбрали именно эти предметы. Правильно разложить карточки на две группы.
Подготовка: Необходимо подобрать картинки с изображением огнеопасных и обычных предметов, или распечатать предложенные.
1 вариант игры : карточки делятся между игроками, карточки нужно разделить на две группы: огнеопасные предметы и предметы, не представляющие угрозы для возникновения пожара.
2 вариант игры: воспитатель выкладывает перед игроками несколько карточек, среди которых основная масса огнеопасных (или наоборот, не опасных) предметов. Задача игроков найти лишний предмет.

Дидактическая игра «Что пригодится при пожаре».

Цель: научить детей находить предмет, который может пригодиться при тушении пожара пожарному. Объяснить свой выбор. Развивать логическое мышление.
Подготовка: Необходимо приготовить картинки с изображением предметов, которые могут пригодиться при пожаре и предметов, которые при пожаре не нужны, или распечатать предложенные. Приготовить игровые поля, на которые игроки будут раскладывать карточки.
1 вариант игры : «Лото». Играют ведущий и 2 игрока.
2 вариант игры : играют 2 игрока. Карточки делятся поровну между игроками, каждый игрок выбирает из своих карточек подходящие (например, те которые пригодятся при пожаре). Карточки, которые не подходят игроку, необходимо выменять у второго игрока. Выменять их можно следующим образом: объяснить для чего нужен (или почему не нужен) тот или иной предмет при пожаре.

Сюжетно ролевая игра «Мы – пожарные»

Задачи: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности; способствовать развитию осмотрительности и осторожности; развивать навыки общения в игре, формировать конкретные представления о строительстве; воспитывать желание оказывать помощь другим.
Роли: пожарные, диспетчер, врачи, медсёстры, врачи, потерпевшие при пожаре.
Игровые действия : на пульт пожарной охраны поступает звонок о пожаре, есть потерпевшие, нужна помощь врачей. Диспетчер сообщает о вызове пожарным, звонит на станцию скорой помощи и сообщает о пострадавших в пожаре.
Пожарные надевают спецодежду (каски, значки и т.д.), выезжают на пожар, выводят потерпевших, достают шланг и тушат пожар.
На место пожара выезжает машина «Скорой помощи». Врачи и медсёстры осматривают пострадавших, некоторых везут в больницу.

Профессия «парикмахер»

Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно .

Дидактические игры и упражнения

Покажем кукле, как работает парикмахер

Цели:

    Уточнить знания о труде парикмахера;

    Продолжать формировать представление о необходимости поддерживать чистоту тела и аккуратный внешний вид.

Оборудование: 2 куклы, атрибуты для игры в парикмахерскую.

Содержание игры.

Воспитатель приносит большую куклу, которая рассказывает, что пришла из другого детского сада, где дети не умеют играть в парикмахерскую. Воспитатель просит помочь кукле, рассказать и показать, как играть в эту игру.

Педагог уточняет с детьми, какие предметы необходимы, как подготовить место для игры, предлагает объяснить и показать действия парикмахера. Объем действий зависит от наличия у детей соответствующих представлений.

Сделаем куклам красивые прически

Цели:

    Закреплять навыки ухода за волосами;

    Уточнить названия необходимых для этого предметов;

    Формировать понятие «опрятный внешний вид».

Оборудование: куклы с волосами разной длины, предметы ухода за волосами.

Содержание упражнения.

Воспитатель обращает внимание детей на неопрятный внешний вид кукол (они без носков и туфель, волосы не причесаны и т. д.), просит привести их в порядок, сделать им прически. Уточняет, какие предмет необходимы для этого, обращает внимание на то, что волосы у кукол разной длины, поэтому прически должны быть разными. Педагог предлагает вспомнить, какие прически можно сделать из длинных и коротких волос, показывает отдельные приемы; продолжают работу дети.

Подбери бант по цвету

Цели:

    Упражнять в завязывании банта;

    Закреплять знание основных цветов;

    Продолжать формировать представление об аккуратности и опрятности.

Оборудование: куклы в платьях разного цвета, банты разного цвета.

Содержание игры.

Воспитатель обращает внимание на то, что у кукол неопрятный вид, предлагает завязать им банты, но подобрать их по цвету платьев.

Профессия «Учитель»

Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок

Знает школьник и родитель

Проведет урок.

(учитель) .

Дидактические игры

« Определи по предмету профессию ».

Цель: Закрепить понимание назначения и функций предметов труда, умение группировать их по способу использования.

Ход: Дети по очереди достают из мешочка предметы (половник, вата, монеты, расчёска, краска, нитки, шприц и т. п., которые необходимы для той или иной профессиональной деятельности. Задача: по предмету назвать профессию, в которой он используется.

«Кто где работает? »

Цель : уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.

Воспитатель – в детском саду;

учитель – в школе;

врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;

повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т. д.

«Исправь ошибку»

Цель : учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.

Повар лечит, а врач готовит.

Дворник продает, а продавец подметает.

Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.

Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т. д.

«Кому что нужно для работы? »

Цель : расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п., необходимых для работы людям разных профессий.

Учителю - указка, учебник, мел, доска…

Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…

Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…

Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски. и т. д.

Игра «Ассоциация»

Цель игры - выявить истинное отношение школьников к разным профессиям и, по возможности, подкорректировать это отношение. Игру целесообразно проводить при изучении темы "Профессиограмма". Относительная простота игры и большой эмоциональный заряд позволяют использовать ее за рамками курса "Человек. Труд. Профессия", например при встречах со школьниками на базе районных центров, учебно-курсовых комбинатов.
Условия проведения игры.
Участвует весь класс (учащиеся 7-8, а так и более старших классов).
Время на первое проигрывание - 15 минут, последующие проигрывания - по 5-7 минут. Для игры необходима классная доска.
Процедура проведения игры.
Игра начинается без явно выраженного подготовительного этапа (вхождение в игру осуществляется на первых 2-х этапах).
1 этап. Объявляется название игры и по желанию выбираются 3 главных игрока (это могут быть учащиеся класса).
2 этап. Объявляются условие игры:
Инструкция: "Сейчас 3 человека выйдут из класса, а класс загадает какую-либо профессию. Потом 3 человека войдут и попробуют угадать ее с помощью ассоциативных вопросов.
Например: "Какого цвета эта профессия?", "На какую мебель похожа?" и т.д.
Можно спросить у учащихся не играли ли они в игру "Ассоциации", когда вместо профессии загадывается человек.
Опыт показывает, что не все учащиеся сразу понимают эти вопросы, поэтому целесообразно потренироваться на одном примере. Взять для разбора профессию "врач-терапевт" и показать, что цвет этой профессии скорее всего белый, запах - что-то связанное со спиртом (лекарство - слишком наводящий ответ), мебель - стеклянный шкаф или кушетка..."
3 этап. Далее ведущий дает инструкцию отгадывающим: "Каждый из вас может задать только по 2 таких вопроса. Сейчас вы выйдете в коридор и в течение 2-3 минут продумаете свои вопросы. Когда будете задавать вопросы, конкретно указывайте, кому именно вы их задаете. После этого каждый из вас будет иметь по одной попытке угадать профессию".
4 этап. 2-3 человека выходят из класса. Класс быстро загадывает профессию, а ведущий предупреждает всех, что спросить могут каждого, поэтому надо быть готовым к правильным, но не наводящим ответам.
5 этап. Ведущий приглашает отгадывающих, которые по очереди задают вопросы классу. Сам ведущий кратко записывает на доске вопросы - ответы, следит за тем, чтобы вопросы задавались конкретным учащимся, а не всему классу, следит за динамикой игры.
6 этап. Когда все вопросы и ответы произнесены (и записаны на доске) ведущий предлагает в течение одной минуты обдумать трем отгадывающим свои ответы. В этот момент ведущий предлагает классу посмотреть на доску и молча подумать, чьи ответы на ассоциативные вопросы были не очень удачными.
7 этап. Отгадывающие называют свои варианты ответов. Эти ответы могут не совсем совпадать с угаданной профессией, например, загадана профессия "военный летчик", а ответы такие: "космонавт", "милиционер", "автогонщик". Как видно, "военный летчик" и "космонавт" довольно близки. Право определить, отгадали школьники профессию или нет, должно быть предоставлено классу. Однако окончательно этот вопрос решается после обсуждения. Загаданная профессия, естественно, называется.
Обсуждение игры.
Отдельно обсуждается правильность каждого ответа на ассоциативный вопрос. Если класс не согласен с ответом, можно попросить ученика, давшего такой ответ, дать объяснение: нередко эти объяснения бывают разумными. Например, в одной игре была загадана профессия "милиционер", на вопрос "какого цвета профессия?" был дан ответ: "черно-белая". Оказалось, что школьник имел в виду милицейский жезл.
При выявлении неудачных ответов классу предлагается тут же придумать ответы, более соответствующие загаданной профессии; участвовать в этом может и ведущий, корректируя таким образом представления учеников о профессии.
У отгадывающих можно спросить также, какие ответы лучше всего помогли им, а какие, наоборот, ввели в заблуждение. После корректировки ответов можно уточнить, кто же выиграл.

Игра "Ветеран"- бездельник


Цель игры - формирование у школьников готовности к более качественному построению личного профессионального плана, выделение гражданских, нравственных позиций профессионального самоопределения.
Игра может быть соотнесена с темой "Личный профессиональный план". При использовании на базе учебно-курсового комбината главным участникам игры дополнительно предлагается как-то связать свою трудовую жизнь с данным предприятием.
Условия проведения игры.
Игра рассчитана на работу с классом, или с небольшой группой (10-15 человек) учащихся 8-9 и более старших классов.
Время на игру - 20-30 минут. Для главных участников желательно заготовить инструкции (см. ниже).
Процедура проведения игры.
Подготовительный этап состоит в кратком знакомстве учащихся со структурой личного профессионального плана. Данную игру лучше проводить после прохождения основных тем курса "Человек. Труд. Профессия".
1 этап. До объявления названия игры выбрать двух учащихся на главные роли. Желательно, чтобы эти учащиеся были остроумными, веселыми, отчаянными (эмоциональными лидерами класса). Объявив название игры, ведущий предлагает выбранным школьникам распределить роли: «Ветеран" и "Бездельник".
2 этап. Класс знакомится с общей инструкцией: Инструкция: "Представьте, что все мы находимся в 2050 году. Вы - ученики, я - ваш классный руководитель. Сейчас к нам в гости придут два очень интересных человека, проживших длинную жизнь и много повидавших на своем веку. Один - "Ветеран труда", заслуженный человек.
Другой - выдающийся "Бездельник". В наше время мы должны знать, что существуют разные судьбы. Наша задача - научиться правильно оценивать эти судьбы. Итак, "Ветеран" и "Бездельник" сейчас продумают свою жизнь; потом каждый кратко расскажет о своей судьбе и ответит на ваши вопросы, ребята".
3 этап. "Ветеран" и "Бездельник" отправляются на 3-5 минут в коридор, чтобы продумать свой короткий рассказ и подготовиться к вопросам учащихся. Ведущий дает "Ветерану" и "Бездельнику" вспомогательные письменные инструкции (см. приложение).
Пока они готовятся, ведущий предлагает учащимся в классе придумать для них интересные вопросы, связанные с их счастьем, личной жизнью, самыми значительными воспоминаниями, их любимыми занятиями, как именно они выбирали себе профессию, повторили бы они свою жизнь и т.д. Ведущий обращает внимание на то, что к гостям следует относиться уважительно, а все свои вопросы надо задавать вежливо, подняв руку.
Как активизирующий момент можно предложить тем школьникам, которые уже придумали вопрос, поднять руку и не продолжать игру, пока большинство не придумает хотя бы по одному вопросу.
4 этап. Ведущий приглашает "Ветерана" и "Бездельника". Класс приветствует их (можно вставанием, а можно даже аплодисментами).
Каждый из них кратко рассказывает о своей жизни, при этом ведущий не должен стоять перед классом, чтобы не смущать игроков, а отойти в сторону или сесть на свободное место в классе.
5 этап. Ведущий занимает свое место перед классом и предлагает школьникам задавать вопросы гостям. Если все вопросы будут обращены к одному из гостей, ведущий сам может задавать вопросы тому, кому вопросов задают мало, тем самым повысив внимание к этому игроку.
Допускается, что и сами гости могут задавать друг другу вопросы.
6 этап. Заканчивая игру, следует обязательно поблагодарить гостей за "откровенность".
Обсуждение игры.
Нередко обсуждение фактически начинается в ходе вопросов-ответов т.е. в самой игре. Если рассказ или ответы кого-либо из "гостей" противоречивы, путаны, явно не правдоподобны, учащиеся могут в классе сказать им об этом и даже начать спорить. Более строгий порядок обсуждения предполагает опору на схему личного профессионального плана, когда выясняется, каким образом достигались разные этапы профессиональной судьбы "Ветераном" или из-за невыполнения каких позиций личного профессионального плана "Бездельником".
Можно также предложить классу оценить, чья роль лучше удалась. Ведущий должен иметь в виду, что роль "Бездельника" сложнее, т.к. трудно представить чистого "Бездельника". Можно оценить, кому удалось доказать, что он прожил счастливую жизнь. Наконец, можно попытаться определить, чем принципиально отличается человек труда от бездельника. Один из важных критериев здесь: способность человека полноценно реализовать себя, не растрачивать свои силы впустую, не обманывать самого себя. Например, если человек выбирает из двух путей более легкий (и менее интересный),как бы экономя свои силы, он "бездельничает" по отношению к своему счастью. Не желая полноценно строить свои личные профессиональные планы человек "бездельничает" по отношению к своему будущему. Смысл безделия - мог что-то сделать, но не сделал.

Игра новый город


Цель игры - ознакомить школьников с ведущими отраслями и основными профессиями региона, со сложившейся социально-экономической ситуацией выбора профессии, потребностями местного народного хозяйства в кадрах.
Условия проведения игры .
Игра рассчитана преимущественно на старшеклассников, примерное время проведения - 45 минут. Ее можно провести на классном часе, в процессе общешкольных профориентационных мероприятий.
Процедура проведения игры.
Подготовительный этап. За 2 недели до проведения игры класс (группа) делится на равные по численности команды (по 2-3 или 4-5 человек), каждая из которых в игре будет представлять работников определенной отрасли (можно двух).
Руководитель игры, не раскрывая заранее ее сути, рекомендует командам с помощью соответствующей литературы ознакомиться с содержанием, условиями, особенностями труда в данной отрасли, ее основными профессиями и специальностями, их требованиями к человеку, степенью важности, значимости этой отрасли и соответствующих профессий для народного хозяйства и жителей данного региона, перспективами ее развития и т.д.
Он может порекомендовать также обратиться в городской (районный) центр по трудоустройству, переобучению и профориентации населения, территориальный центр профориентации молодежи. Для знакомства с тонкостями основных профессий и специальностей помогает встреча с работниками отрасли.
1 этап. Непосредственно перед началом игры ведущий объявляет название игры и дает учащимся следующую инструкцию.
Инструкция: "Представьте, что намечено возведение нового города, района или города-спутника. Это будет город машиностроителей (химиков, нефтяников, электронщиков, текстильщиков, научный городок и пр.)"
Выбираются основные отрасли для игры еще в ходе подготовки в зависимости от местной специфики. Определенное внимание следует уделить специализации школы, дав задание одной из команд ознакомиться с соответствующей отраслью, ее профессиями, специальностями, их ролью в народном хозяйстве города.
2 этап. Каждая команда представляет ту или иную отрасль народного хозяйства, работники которой необходимы новому городу (району). Командам предстоит за 3-5 минут доказать важность, приоритет "своей" отрасли для народного хозяйства нового города (района); значимость работников основных профессий и специальностей этой отрасли; ярко и четко описать особенности труда в ней. Время для выступления устанавливается в зависимости от количества "играющих" отраслей; ведущий может использовать секундомер, песочные часы. Необходимость уложиться в определенное время придает игре остроту и динамичность.
3 этап. Оценивает выступление каждой команды жюри, состоящее из 2-3 учащихся (в жюри может входить и ведущий). Оценка ведется по 5-балльной системе с помощью специальных, заранее изготовленных карточек (так же, как это делается в фигурном катании). Отдельно оцениваются обоснование значимости "своей" отрасли и ее профессий в новом городе и лучшая жизненная характеристика содержания и условий труда, привлекательных и непривлекательных черт отрасли, профессий. Участники команд могут использовать плакаты, стихи, пословицы, поговорки, частушки и пр.
4 этап. После этого команде дается 2-3 минуты для ответов на вопросы других команд, которые стараются всячески принизить значение "играющей" отрасли и ее профессий для нового города.
Ответы на вопросы также оцениваются в баллах. Итоговую сумму подсчитывает специальная счетная комиссия (это может быть и один человек).
Чтобы отыгравшая команда не теряла интерес к игре, за лучшие вопросы также могут присуждаться баллы.
Первой в игру вступает команда "строителей" (город надо прежде всего построить; следует только отметить вначале, что проектно-изыскательские работы для его возведения уже проведены). Одна из задач этой команды - обосновать важность своего труда, не только во время строительства города, но и на протяжении всего его существования.
Следующей может быть любая команда - "машиностроителей", "химиков", "металлургов". Важно лишь обосновать необходимость или даже приоритет "своей" отрасли на данном этапе развития города. Если в очередном туре хотят играть несколько команд, играющих определяет жребий. Ведущий в ходе предварительной подготовки к игре одной-двум командам может дать задание ознакомиться с отраслями, в которых заведомо нет необходимости в данном городе (районе). Например, добывающая промышленность в Москве.
Для придания остроты игре несколько отраслей могут остаться нераспределенными между командами. Обосновать их значимость ведущий предлагает в конце игры любой играющей команде в порядке импровизации.
Можно предложить показать также роль службы профориентации или службы занятости в городе, юридических консультаций, садово-паркового хозяйства и т.д. Это поможет выявить знания учащихся о функциях и важности этих служб в городском хозяйстве, сформирует желание подробнее узнать о работе этих служб и занятых в них специалистов.
Обсуждение игры.
Победившей считается команда, набравшая наибольшее количество баллов. Для большей заинтересованности ребят в игре победителям можно вручить какой-либо нехитрый приз. На игру рекомендуется пригласить представителей ведущих отраслей города (работников кадровых служб предприятий, организаций, учебных заведений), которые могут приготовить свой приз команде, представившей "их" отрасль, а также отметить ошибки, неточности играющих в характеристике отраслей, профессий.
Для игры можно изготовить красочные таблички с цифрами баллов, а также подобрать инструменты, орудия труда, даже какие-либо детали одежды соответствующих профессий и специальностей, что также оценивается в баллах. На обычном уроке игру можно провести и без атрибутики.

"Один день из жизни"

(Данное упражнение является модификацией известной игры "Рассказ из существительных", которая была адаптирована нами к проблематике профессионального самоопределения.)
Смысл игрового упражнения - повысить уровень осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.
Упражнение проводится в кругу. Количество играющих - от 6-8 до 15-20. Время - от 15 до 25. минут. Основные этапы следующие:
1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, группа захотела рассмотреть профессию “фотомодель”.
2. Общая инструкция: “Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне наш его работника - фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок - завтрак - звонок - урок - двоечники - вопрос - ответ - тройка - учительская - директор - скандал - урок - отличники - звонок -дом - постель. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным "ради хохмы", дурацким существительным) испортить весь рассказ.
Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком”.
3. Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них. Если игроков немало (6-8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.
4. При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет? не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ получился путаным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рассказать, о чем же был составленный рассказ, что там происходило (и происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.
Опыт показывает, что игра обычно проходит достаточно интересно. Участники нередко находятся в творческом напряжении и могут даже немало уставать, поэтому больше двух раз проводить данное игровое упражнение не следует.
Не менее интересно может быть проведено аналогичное упражнение, но уже на тему “СОН ИЗ ЖИЗНИ...” такого-то специалиста. В этом случае возможно более творческое и бурное фантазирование участников, поскольку речь идет о необычной, почти, “мистической” ситуации, связанной с загадочным миром снов...
Данные упражнения оказываются интересными и полезным и даже при работе со специалистам и. К примеру, и в программу подготовки профконсультантов можно включить сначала упражнение “Один рабочий день из жизни профконсультанта”, а затем - “Сон из жизни профконсультанта”.
Особенно полезными как для школьного профконсультанта, так и для профконсультанта службы занятости были бы игровые упражнения на темы “День из жизни безработного” и “Сон из жизни безработного" (выпускника школы эпохи “демократических преобразований” и безработного взрослого из той же эпохи...).

Игра остров

Условия игры. Игра рассчитана на класс учащихся 7-8 кл. Время на игру - 40 минут. Важную роль в игре выполняет классная доска, где фиксируются высказывания школьников, отражается результат группового решения.
Процедура (этапы) игры.
Игра не требует явно выраженного подготовительного этапа. Ход самой игры следующий:
1. Классу объявляется название игры - "Остров" и зачитывается общая инструкция: "Представьте, что все мы "чудом" попали на заброшенный остров, где-то в южных широтах. Когда нас спасут неизвестно. Перед нами стоят 2 задачи: 1-выжить, 2-остаться при этом цивилизованными людьми. За 40 минут мы должны доказать самим себе, что способны решить эти задачи. Я, как старший из вас, буду руководителем, но я сразу хочу установить в нашем сообществе демократию. Итак, ваши предложения...
2. Школьники предлагают то, что необходимо для выживания (обычно это: постройка жилья, организация питания и т.д.), а ведущий записывает все предложения на доске в столбик.
3. Далее все предложения обсуждаются, в результате чего остаются наиболее важные. Все это отражается на классной доске.
Желательно 2,3 этапы (вместе) закончить в течение 5-10 минут.
4. Когда установлен перечень "работ", необходимых для выживания, следует, исходя из общего количества играющих (в том числе и ведущего) определить, сколько человек необходимо для каждой "работы".
Определяется это в ходе совместного обсуждения, а ведущий выписывает на доске против каждого вида "работ" названное количество "работников". Время на этап - 3-5 минут.
5. Далее ведущий предлагает поднять руки тем, кто хотел бы выполнять ту или иную работу (в соответствии со списком выделенных работ), и, не зависимо от требуемого количества, выписать число желающих на доске. Как правило, всегда возникает некоторое несоответствие требуемого и желаемого.
6. Ведущий объявляет, что "его поразила неизвестная болезнь, и через 3 минуты он умрет". За это время необходимо срочно создать из школьников Совет, который будет организовывать дальнейшее выживание. Тут же решается вопрос о количественном составе Совета и о конкретных кандидатурах.
7."Умирая", ведущий заявляет, что превращается в "злого духа", который абсолютно неуязвим, но может принести немало бед и трудностей для дальнейшего выживания группы. Сказав это, ведущий предлагает Совету организовывать дальнейшее выживание, решить нерешенные вопросы, а сам уходит на последние парты и некоторое время не вмешивается в игру.
8. Совет учащихся пытается организовать выживание (добиться соответствия требуемого и желаемого числа работников, организовать "работу" в конкретных рабочих группах в виде обсуждения предстоящих дел и т.д.). В зависимости от успешности работы Совета, ведущий может несколько осложнять его работу в виде следующих вмешательств:
-с помощью тропических болезней нейтрализовать наиболее активных школьников (вызвать необходимость медицинской помощи);
-с помощью ветров, ливней осложнять работу некоторых рабочих групп;
-пригрозив эпидемией, подсказать необходимость сооружения санитарно гигиенических объектов (выход на не престижные профессии) и т.д.
Если Совет плохо справляется со своими обязанностями, вмешательства ведущего могут и не потребоваться.
9. За 5-7 минут до конца урока ведущий объявляет о прекращении игры.
Обсуждение игры.
Если обсуждение не удается организовать на этом уроке, можно перенести его на другое занятие.
Начинается обсуждение с вопроса: "Удалось ли нам выжить?" и "Остались ли мы цивилизованными людьми?". Отвечая, школьники должны кратко обосновать свое мнение. Ведущий может также и сам ответить на эти вопросы.
Обращаясь к теме "Потребности народного хозяйства в кадрах", целесообразно использовать ту таблицу (требуемого кол-ва и желающих по разным видам работ), которая возникла в ходе игры. Наглядность таблицы позволяет ведущему почти не комментировать ее. Так как в игре фактически моделируется общество, можно легко перейти к проблемам, характерным для общества. Примечательно, что иногда в игре образуются группы, принципиально не участвующие ни в каких работах.

Игра инопланетяне

Цель игры - показать роль труда в жизни общества и отдельного человека. Игра может быть соотнесена с выделением дальней профессиональной цели и определением ее соответствия другим жизненным целям(первый элемент общей схемы построения личного профессионального плана).
Условия проведения игры.
Игра рассчитана на работу с целым классом учащихся 8-9 классов. Время на игру 30-40 минут. Учащиеся должны иметь ручки и бумагу.
Процедура проведения игры.
Данная игра может проводиться без явно выраженного подготовительного этапа. Лекционный материал о роли труда в жизни общества можно предложить школьникам как перед игрой, так и после. В самой игре условно выделяются следующие этапы:
1 этап. Из класса выбираются 2-3 человека, которые будут "пришельцами". Желательно, чтобы это были одни из лидеров класса.
2 этап . Зачитывается общая инструкция.
Инструкция: "Неожиданно пришло сообщение о прибытии на нашу планету представителей другой цивилизации. Срочно организуется пресс-конференция, с участием журналистов самых разных газет, журналов, программ. Из-за технических сложностей время пребывания "пришельцев" ограничено 15 минутами. За это время наши цивилизации должны узнать друг о друге самое главное".
3 этап . Дается инструкция "пришельцам".
Инструкция: "Сейчас вы выйдете из класса и за 3-4 минуты продумаете, откуда вы прилетели, с какой целью. Подготовьте небольшой рассказ о вашей планете (не более 5 мин.), где вы расскажете, чем занимаются, как живут ваши жители. Будь те готовы ответить на любой вопрос наших "журналистов".
Можете подумать о своем "инопланетянском" внешнем виде".
4 этап. Пока "пришельцы" готовятся в коридоре, "журналистам", т.е. оставшемуся классу дается инструкция.
Инструкция: "Вы представляете те или иные агентства, радио, или телепрограммы, журналы или газеты - продумайте, что именно представляет здесь каждый из вас. Придумайте по 1-2 важным вопросам к "пришельцам", которые вы зададите после их рассказа о своей планете. Задавая вопрос, поднимите руку и предварительно назовите орган, который вы представляете. Вопросы должны быть краткими и интересными".
5 этап. Ведущий приглашает "инопланетян", тепло приветствует их и, напомнив об ограниченном времени встречи, сразу предоставляет им слово.
"Инопланетяне" кратко (в течение 5 мин.)рассказывают о своей планете.
6 этап . Ведущий предлагает "журналистам" задавать вопросы, а "инопланетянам кратко отвечать на них. Главный соревновательный момент данного этапа - задать наиболее интересный и важный вопрос. Некоторые вопросы ведущий может задавать сам, но лучше предоставить это самим "журналистам", т.к. при обсуждении должны обсуждаться именно вопросы учащихся.
7 этап. Когда в конце встречи останется одна минута, т.е. через 14 мин. ведущий предупреждает об этом участников и на 15 минуте объявляет, что "пришельцы" исчезли. "Исчезнувшим" гостям предлагается занять свои места в классе.
8 этап. Долее все участники игры должны написать краткие сообщения о первых впечатлениях от пресс-конференции, в которых должны быть отражены два момента: оценка уровня развития цивилизации и целесообразность контакта с данной цивилизацией. "Журналисты" помечают на своих листочках, какой орган они представляют и по возможности дают броское название своему сообщению, а "пришельцы" отмечают свою принадлежность к другой цивилизации (их сообщение - предварительная информация о встрече с землянами, где также отмечается уровень развития планеты и необходимость контакта с ее жителями). На это дается 5-7 минут.
Это игровое задание может выступить как проверка у учащихся профессионально важных качеств для профессии журналиста (умение задавать важные вопросы, быстро и понятно излагать свои мысли и впечатления...)
9 этап. Через 5-7 минут сообщения, вне зависимости от того, успели их написать все учащиеся или нет, собираются. Hаписавших первыми можно похвалить за "журналистскую" оперативность. Собранные сообщения зачитываются вслух. Целесообразно предложить это двум учащимся (особенно из числа пассивных), которые зачитывали сообщения по очереди. Данная процедура является подготовкой к обсуждению игры. Время данного этапа - 5-7 минут.
Обсуждение игры.
Ведущий задает классу вопрос: "Вы только что давали оценку уровню развития цивилизации, и какой главный показатель (критерий)такого развития?".
Возможные ответы выписываются на доске и каждый из них кратко обсуждается. Одновременно можно обсуждать, чем отличается развитый человек от не развитого, счастливый от несчастного. В ходе обсуждения можно определить удачные вопросы и ответы участников игры. Важно подвести учащихся к пониманию того, что в развитом, счастливом обществе каждый человек может полноценно реализовать себя, свои возможности, а достигается это, главным образом в труде.
Хотя данные вопросы достаточно сложны, ведущий не должен навязывать своего мнения (морализовать), важно немного приблизить учащихся к пониманию данного положения.
Диагностические возможности игры.
Игра выявляет понимание школьниками роли труда в жизни общества, их отношение к труду, проявляющееся в вопросах и ответах, а так же творческие возможности учащихся, уровень их остроумия, фантазии.

Игра профконсультация

Целью игры "профконсультация" является специально организованная помощь школьников друг другу при выборе профессии под наблюдением и контролем психолога. Игра имеет разные варианты, которые имеют отдельные описания. В некоторых вариантах игра включает в себя игровые ситуации, которые могут выступить как самостоятельные игры.
I. ИГРА "ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ" (основной вариант)
Цель данного варианта игры - познакомить учащихся с процедурой правильного построения личных профессиональных планов, а также научить школьников оказывать некоторую профориентационную помощь своим товарищам.
Условия проведения игры.
Игра рассчитана на учащихся 7-10 классов. В игре участвует группа школьников /3-4 человека/. Для игры необходимо отдельное помещение.
Время на первое проигрывание - 30-50 минут, на последующие - от 15 до 40 минут. Общее время игры не должно превышать 1,5-2 часов.
Процедура проведения игры.
Подготовительный этап. Ведущий кратко знакомит учащихся с основными элементами личного профессионального плана (в более простых вариантах - с "тремя китами" выбора профессии: "хочу", "могу", "надо"). На подготовительном этапе важно удобно рассадить участников игры за общим столом. Сам отбор в игровую группу осуществляется только на добровольных началах.
1 этап. Ведущий знакомит участников с условиями.
Инструкция: "Большое значение имеет правильный выбор профессии и построение профессиональной карьеры. В этом могут Вам помочь специалисты службы профориентации.
К специалистам-профконсультантам приходят школьники с родителями, чтобы посоветоваться о выборе профессии.
Цель нашего занятия - научиться правильно оказывать помощь товарищам в выборе профессии и тем самым научиться лучше решать и свои собственные проблемы. Давайте распределим роли: "профконсультанта" (лучше двух), "учащегося" и его "родителей".
Профконсультанты и родители должны держаться серьезно, как взрослые, а учащийся пусть будет самим собой. Вам предстоит разыграть сценку, в которой профконсультант оказывает помощь школьнику и его родителям. Старайтесь, чтобы в игре каждый сказал свое слово. Если нет вопросов, можете начинать игру. Я постараюсь не вмешиваться (при этом ведущий немного отсаживается от играющих)".
2 этап. Школьники самостоятельно ведут игру, а ведущий сидит в стороне и наблюдает за их действиями. При организации своего вмешательства в игру, ведущий должен иметь в виду следующие моменты:
а). На первых порах учащиеся, как правило, осваивают непривычные для них роли и серьезные вопросы почти не обсуждают. Ведущий не должен им мешать.
б). При попытках "с ходу" решить возникшие проблемы школьники могут обнаружить свою неготовность к решению. Ведущий также не должен сразу давать подсказку, а предложить учащимся подумать. При этом после бурного начала игры, может возникнуть молчаливая пауза. Нередко школьники после такого обдумывания сами дают готовые решения, высказывают интересные предложения.
в). Если конструктивных предложений у учащихся нет и возникает опасность прекращения игры, ведущий может в очень кратком виде дать игрокам подсказку (четче сформулировать профориентационную проблему, уточнить интересы, возможности "учащегося", его представления о будущей работе, о путях приобретения профессии и т.д.)
г). Ведущий должен вмешиваться в следующих случаях:
- игровой конфликт перерастает в межличностный;
- кто-либо из участников (особенно " профконсультант") уверенно говорит совершенно неправильные вещи, а другие игроки с ним соглашаются;
- игроки сами просят ведущего дать им чисто информационную справку (какой конкурс в то или иное учебное заведение; требуется ли обсуждаемая профессия на рынке труда и т.д.);
- игроки увлеклись обсуждением какого-то частного вопроса;
- одни игроки ведут себя слишком активно, а другим не удается вставить даже слово;
- игроки начинают явно дурачиться.
Все вмешательства должны быть минимальными.
д). Кроме непосредственного вмешательства ведущий может подбадривать некоторых участников с помощью одобрительных взглядов, жестов.
е). Не следует ожидать от "профконсультантов" идеального консультирования и обязательного решения всех проблем, т.к. в игре важно лишь осознать проблему и наметить самые общие пути ее решения.
3 этап. Обсуждение игры (проигрывание).
При обсуждении ведущий может спросить у "учащегося" и его "родителей":
- "Заслуживают ли профконсультанты вашей благодарности?" или
- "Помогла ли вам консультация и в чем именно?".
После этого ведущий сам может назвать некоторые ошибки профконсультантов, а также ошибочные высказывания учащихся и родителей и рассказать (или показать) как можно было бы действовать правильно.
При этом важно опираться на общую схему построения личного профессионального плана.
4 этап. После обсуждения школьники меняются ролями и организуется следующее проигрывание. Обычно следующие проигрывания проходят более динамично, с меньшим количеством ошибок.

II. ИГРА "ЗАЩИТА ПРОФЕССИИ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ"
Цель игры - научиться аргументировано отстаивать свой профессиональный выбор перед родителями (товарищами, учителям и т.д.).
Данная игра может быть использована как самостоятельная, а может быть включена в игру "Профконсультация" как подготовительная игровая ситуация.
Условия проведения игры.
Игра рассчитана на учащихся 8-10 классов. В игре участвует группа из 2-3 человек. Время на игру 15-20 минут. Для игры необходима отдельная комната (или дальний угол класса, если игра включена в игру "Профконсультация").
Процедура проведения игры.
Специального подготовительного этапа игра не требует.
1 этап. Между школьниками распределяются роли: "учащийся" (играет самого себя), его "родители" или "родственники" (папа, мама, бабушка, старшая сестра и т.д.).
2 этап. Ведущий зачитывает инструкцию.
Инструкция: "Представьте, что учащийся приходит домой и заявляет о своих профессиональных намерениях (если профессия еще не выбрана, учащийся может заявить, что ему все равно и думать об этом вообще он не собирается). Родители не согласны с позицией учащегося и пытаются его отговорить. Разыгрывается домашний конфликт, при этом выигрывает тот, чьи аргументы убедительнее. Старайтесь не прибегать к насилию, т.к. насилие - признак слабости аргументов".
3 этап. Ведущий отсаживается от играющих и предлагает им начинать игру. Вмешательства ведущего должны быть еще меньшими, чем в игре "Профконсультация", т.к. имитируется домашняя сцена, а не профконсультационная помощь.
4 этап. Обсуждение игры.
Если игра используется в "Профконсультации" можно вообще обойтись без обсуждения. При самостоятельном использовании можно четко сформулировать аргументы той и другой стороны и детально их обсудить, постаравшись связать их с правильным построением личного профессионального плана.

III. ИГРА "ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ"
Цель игры - знакомство с требованиями при приеме в учебные заведения или на работу (тогда игру более правильно было бы назвать "Отдел кадров"). Игра может быть использована на базе учебно-производственного комбината для знакомства с условиями приема на различные предприятия района, учебные заведения.
Условия проведения игры.
Игра рассчитана на учащихся 8-10 классов, а также на абитуриентов. В игре могут участвовать от 3 до 10 человек. Для игры необходимо иметь конкретную справочную литературу, а ведущий должен знать особенности поступления (учебы или работы) в конкретное учебное заведение или на предприятие.
Процедура проведения игры.
1 этап. Ведущий знакомит участников с общей инструкцией.
Инструкция: "Все вы скоро будете куда-то поступать: в училища, техникумы, Вузы, оформляться на работу. Давайте пофантазируем и представим, что для поступления не нужно сдавать никаких экзаменов, а нужно пройти собеседование с членами приемной комиссии, которая и решит, зачислять Вас или не зачислять. В нашей игре будет приемная комиссия и поступающие. Посмотрим, многим ли удастся поступить?".
2 этап. Выбирается приемная комиссия из 2-5 человек (в зависимости от количества учащихся) и решается вопрос, какое учебное заведение будет представлено в игре. Ведущий может в обязательном порядке предложить наиболее престижное учебное заведение или наименее престижное предприятие), сказав, что в следующих проигрываниях будут другие учебные заведения.
3 этап. Подготовка к игре. Члены приемной комиссии знакомятся с учебным заведением (читают рекламные проспекты, профессиограммы основных профессий, заранее подготовленных ведущим) и вырабатывают главные критерии отбора, например:
- знание будущей профессии,
- желание учиться в данном учебном заведении,
- способности к обучению,
- поведению,
- воспитанность и т.п.
Ведущий предлагает остальным учащимся подумать, чем они могут понравиться приемной комиссии и поступить в данное заведение. Время на подготовку может занять от 5 до 10 минут.
4 этап. Учащиеся по очереди пробуют поступить в учебное заведение. На одну попытку дается от 5 до 15 минут, в зависимости от числа играющих.
5 этап. Обсуждение игры.
Оценивается правильность действия членов приемной комиссии.
Ведущий должен сказать учащимся, какова реальная ситуация при поступление в данное учебное заведение.

IV. ИГРА "ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ" (в работе с классом)
Игра рассчитана на работу с классом в рамках курса "Человек. Труд. Профессия", поэтому время игры рассчитано на один урок - 40-45 минут. Для данного варианта игры важен подготовительный этап, который может быть организован следующим образом:
1. Проводить игру в конце курса "Человек. Труд. Профессия".
2. На предшествующих игре уроках разбирать вместе с классом письменные работы "Моя будущая профессия" или "Мой личный профессиональный план" некоторых учащихся (анонимно и с их согласия). При разборе личного профессионального плана каждый элемент можно оценивать по 5-бальной шкале.
3. Если это возможно, организуется анонимный обмен письмами между учащимися разных школ. Письма подписываются именем и начальной буквой фамилии. Школьники сообщают о себе, своих планах и формулируют свою профориентационную проблему. В ответных письмах они дают друг другу советы (как бы консультируют друг друга).Использование этого подготовительного приема требует от психолога такта и соблюдения профессиональной этики. Данная процедура предполагает добровольность учащихся.
Процедура проведения игры.
1 этап . Ведущий знакомит класс с условиями игры
Инструкция: "Сейчас мы будем учиться помогать друг другу выбирать профессию. Разбейтесь на пары (в классе все обычно уже сидят парами). Один из вас будет специалистом-профконсультантом (взрослая роль), а другой будет играть самого себя - учащегося. Когда пройдет половина урока, вы поменяетесь ролями".
2 этап. Ведущий предлагает всем учащимся достать листочки, подписать их и подготовить игровые протоколы. В каждой игре возможен свой тип протоколов:
А. Первый тип игрового протокола

Быстро нарисовав такой протокол, каждый, независимо от того, в какой он роли, формирует свою профориентационную проблему и делает запись в колонке "Я - учащийся". Далее начинается игра: профконсультант делает записи на своем листочке в колонке "Я консультирую", а учащийся - в колонке "Я - учащийся". Записи желательно делать в конце беседы и не показывать их друг другу.
Б. Второй тип игрового протокола

Каждый участник игры в колонке " Я - учащийся " оценивает все шесть элементов своего личного профессионального плана по 5-бальной шкале, проставляя оценки в левой части колонки (для этого как раз и необходим подготовительный этап с разбором письменных работ "Мой личный профессиональный план"). Далее, начинается сама игра, в которой профконсультант работает на своем листочке в колонке "Я консультирую", сначала оценивая в левой части колонки ситуацию до беседы, а потом проставляя оценки после беседы (что изменилось). Учащийся то же самое делает в колонке "Я - учащийся". В ходе игры ведущий подходит к каждой паре, выясняя как идет игра, все ли понятно, не возникает ли трудностей.
В конце игры все протоколы сдаются ведущему, который может сопоставить их с данными обследования, наблюдения, с результатами индивидуальных бесед.
Выраженного этапа обсуждения в данной игре нет, зато игра обладает определенными диагностическими возможностями, т.к. в ней сами школьники дают количественную оценку по различным элементам личного профессионального плана не только себе, но и своим товарищам.

Игра угадай профессию

Цель игры Знакомство школьников с научной схемой анализа профессий. Игра используется при изучении тем "Профессиограмма", "Формула профессии", а также при знакомстве с конкретными профессиями различных отраслей народного хозяйства.
Условия игры. Игра рассчитана на работу с классом (учащиеся 7-8-х классов, а также более старшие классы). Время на первое проигрывание 10-15 минут, на последующие - 7-10.В игре активно используется классная доска, желательно иметь таблицу анализа профессий.
При окончательном определении победителей можно ввести критерий (еще до обсуждения): если общее количество неправильных ответов будет больше 10, то команда загадавших профессию проигрывает. После этого окончательно определяется победитель.
Подготовительный этап. На предшествующем занятии или сразу перед игрой школьники должны быть ознакомлены с "формулой профессии" (7,112). Желательно не только рассказать о формуле, но и проанализировать с ее помощью несколько профессий вместе с классом. При этом могут возникнуть ситуации, когда ни класс, ни психолог не могут (по причине незнания) с уверенностью охарактеризовать разбираемую профессию по какому либо пункту схемы анализа. В этом случае следует признать свою неинформированность и в ближайшее время восполнить пробел, показав этим всем учащимся, что главное - не обманывать себя, не строить иллюзий относительно своих знаний профессии. Малейшее сомнение должно быть проверено. Настроив, таким образом, школьников, можно переходить к этапам самой игры, которая во многом строится аналогично игре "Ассоциация".
1. Перед классом вывешивается таблица с "формулой профессий" или со схемой анализа профессий (Приложение 1).
2. По желанию выбирается группа из трех человек.
3. Дается общая инструкция: "Сейчас три человека выйдут из класса, а класс загадает профессию. После этого трое входят в класс и наблюдают за ним, а каждый сидящий в классе должен в течение 3-5 минут проанализировать загаданную профессию по схеме анализа. Через 3-5 минут каждый из трех отгадывающих выбирает из класса по одному человеку, которые в течение 2-х минут выписывают на доске (места для этого требуется немного) свои варианты анализа профессии по схеме анализа.
В настоящих рекомендациях предлагается игра с использованием более расширенного варианта схемы анализа профессии (см. Приложение 1)
Данный вариант практически использовался в работе с учащимися 7-8-х классов.
Например, профессия "учитель математики" анализируется так: предмет труда - человек, знак; цели труда - гностические, преобразовательные и изобретательные; средства труда - функциональные; условия - бытовой микроклимат и т.д. После этого каждый отгадывающий имеет по одной возможности отгадать профессию и через 1 минуту обдумывания говорит о своем варианте ответа. Если из трех вариантов хотя бы один будет правильный - команда отгадывающих победила.
4. Отгадывающие выходят из класса, а класс быстро загадывает профессию.
5. Ведущий приглашает отгадывающих,которые наблюдают за тем, как класс расписывает на листочках загадочную профессию по схеме анализа.
6. Каждый отгадывающий выбирает по одному человеку из класса, которые выписывают на доске свои варианты анализа профессии.
7. После этого отгадывающие в течение одной минуты оценивают все три выписанные варианты и предлагают три своих варианта отгадки.
8. Класс оценивает, отгадали они профессию или нет, назвав при этом загаданную профессию.
Обсуждение игры (проигрывания).
По каждому пункту схемы анализа профессии ведущий вместе с классом определяет по всем трем вариантам, выписанным на доске, правильные и неправильные ответы.
Наблюдение отгадывающим за классом является дисциплинирующим приемом, т.к. выбор из класса явного лодыря повышает шансы отгадывающих на выигрыш, а лодыря ставит в неудобное положение перед классом.
Приложение 1.
Схема анализа профессий.
1. Предмет труда: природа, техника, человек, знак, художественный образ.
2. Цели труда: гностические (оценивающие), преобразующие, изыскательские.
3. Средства труда: ручные, механические, автоматические, функциональные (речь, мимика, физические данные), теоретические (знания).
4. Условия труда: бытовой микроклимат, необычные (цех, магазин), экстремальные (под водой, в шахте), на открытом воздухе.
5. Организация труда: четкая дисциплина, обычные отношения: начальник - подчиненный, относительная самостоятельность.
6. Общение в труде: индивидуальное (с клиентом), работа в группе, работа с большими коллективами, аудиториями.
7. Ответственность в труде: материальная, моральная, жизнь и здоровье людей.
8. Характер подвижности: сидячая работа, работа, стоя, постоянное движение.
9. Требование к здоровью: высокие, нормальные, могут работать практически все.
10. Потребности общества в профессии: требуется, особенно не требуется, трудно устроиться.
11. Особенности профессии: льготы (какие?), ранняя пенсия, частые командировки, соблазны (возможность получения нетрудовых доходов) и др.
12. Получение профессии: образование не требуется, учеником на производстве, окончание специальных курсов, СПТУ, техникум, ВУЗ аспирантура, докторантура, академия.